Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОНБАРТОЛЬДИ, часть 2

Иногда Мендельсон давал своим «Песням без слов» названия, например «Охотничья песня». Воспоминания о пребывании в Италии ожили в «Песнях венецианского гондольера». Неизменными в репертуаре пианистов стали ласковая, мечтательная «Колыбельная» ; драматический «Похоронный марш», светлая «Песня за прялкой», в которой беззаботная мелодия звучит на фоне стремительно кружащихся пассажей, имитирующих движение веретена. Часто звучит и «Народная песня», основанная на непритязательной мелодии, постепенно превращающейся в торжественный гимн.

В «Песнях без слов» нас привлекают эмоциональная свежесть, простота выражения, народная почвенность тем, прелесть выразительных мелодий, отточенность фактуры.

Некоторые критики скептически называли «Песни без слов» энциклопедией домашней музыки, полагая, что Мендельсон отражает в них настроения широкой бюргерской публики того времени. Но если это и так, то нельзя не признать, что Мендельсон делает это с безупречным эстетическим вкусом.

Недаром П.И.Чайковский считал, что Мендельсон «всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля.». Мендельсон отразил в своей музыке широкий круг образов. Его произведения связаны с творчеством Гёте, особенно близкого ему по художественной натуре, а также Гейне и других поэтовромантиков, с народной поэзией, с сюжетами мировой литературы Шекспира, Гюго, Расина, Софокла.

Наряду с самобытной лирикой, богатой всевозможными оттенками, Мендельсон создал своеобразную, поэтически тонкую, «воздушную» скерцозность. Он сказал свое новое слово в области и мелодики, и гармонии, и инструментовки, и формы.

Инструментальные концерты Мендельсона, особенно прославленный Скрипичный концерт, сочинения для фортепиано, были связаны с борьбой композитора против пошлости и рутины, против поверхностной виртуозности и легкой салонности за содержательное и благородное искусство. Недаром один из фортепианных циклов автор назвал «Серьезные вариации».

Мендельсон стремился сделать свое искусство серьезным и вместе с тем доступным. Это определило и стиль его произведений. Своего рода «вершинойисточником» творчества композитора стала чудесная увертюра «Сон в летнюю ночь», написанная им повторим в семнадцать лет! Она навеяна комедией Шекспира, но была задумана как самостоятельное концертное произведение.

Примечательно, что юного Мендельсона привлекла именно эта пьеса Шекспира, где на фоне поэтичной природы разыгрывается остроумная, блестящая комедия, в которой действуют и влюбленные молодые люди, и фантастические персонажи.

Конечно, Мендельсон не раскрывает в увертюре весь богатый различными перипетиями сюжет прелестной пьесы, но воплощает царящую в ней сказочную атмосферу волшебного сна, очарованного леса, поэтичной феерии. Завораживают красотой медленные, тихие вступительные аккорды деревянных духовых инструментов. Постепенно разрастаясь и ширясь, они словно приоткрывают сказочный занавес, и в стремительном движении скрипок возникает прозрачная воздушная тема главной партии. Кажется, она родилась из шелеста легких листьев и напоминает полет невидимых эльфов фантастических духов. И первые, и вторые скрипки разделены здесь на группы (такой прием называется «дивизи»), и каждая группа исполняет стаккато свои кружащиеся мотивы. Этот небольшой состав инструментов звучит совсем прозрачно, и вместе с тем все голоса сливаются в чуть слышном шепоте. Тонкая музыкальная живопись в увертюре напоминает о том, что Мендельсон увлекался изобразительным искусством и создал немало отличных рисунков.

Но вдруг, поражая неожиданным контрастом, в блестящем одеянии инструментов всего оркестра появляется торжественный, ликующий марш. Как бы предсказывая благополучное завершение всех приключений, он напоминает о главных героях пьесы. Поэтому, когда в экспозиции возникает новая пленительная мелодия (побочная партия), она воспринимается как тема любви. Ее нежно поют кларнеты, потом скрипки. И новый контраст неуклюжая, со смешными скачками тема заключительной партии то ли хоровод озорных духов, то ли крик осла, в которого, околдованная лесным царем Обероном, влюбилась его жена Титания. Даже боги не свободны от проделок озорных эльфов:

Их поведу и там, и сям, Меня боятся здесь и там, По городам и по полям. Води их, дух, то здесь, то там! Так говорит в пьесе веселый эльф Пэк. И разработка в увертюре словно рисует плоды его деяний. Вновь слышится легкое шуршание струнных. Однако на сей раз в него врываются беспокойные возгласы труб и валторн. Тревожные фразы виолончелей и контрабасов будто пытаются перехватить у скрипок их легкие, стремительные пассажи. Неузнаваемо изменилась и тема любви вместо широкой, восторженной мелодии жалобные мотивы, обрывающиеся паузами. И вспоминаются сцены из пьесы: Пэк все перепутал! Он сделал так, что Лизандр, забыв о Термин, влюбился в Елену, и теперь все четверо молодых людей бесконечно несчастны.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/