Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОНБАРТОЛЬДИ, часть 3

Однако Оберон повелел исправить недоразумение, и все встает на свои места. Точно так же и в увертюре все возвращается на круги своя. Вновь таинственные аккорды деревянных духовых из вступления «открывают дорогу» легкому, будто шуршащему движению скрипок в главной партии. В них чудится таинственный шепот ночных листьев, порыв легких струй теплого воздуха; в них слышатся звуки трепетной летней ночи, сквозь которую, кружась и играя, мчатся сказочные эльфы, пролетает, собирая волшебный нектар, Пэк.

Торжественно и задорно звучит вслед за этой скерцозной маршевая тема. Ликованьем и радостью влюбленных пронизаны пылкие фразы скрипок, исполняющих побочную партию. Но тут же вслед словно проносится хоровод гномов: это повторяется в репризе тема заключительной партии. В коде же вновь в последний раз появляется стремительная, завораживающая главная тема, которую часто связывают с образом шаловливого и доброго Пэка. В памяти всплывают прощальные слова Пэка:

Коль я не смог вас позабавить, Легко вам будет все исправить:

Представьте, будто вы заснули и перед вами сны мелькнули.

Действительно, как прекрасная грёза возникает в коде преображенная спокойная, возвышенная тема любви, и завершающие увертюру таинственные аккорды вступления словно подтверждают: да, все происшедшее было лишь волшебным сном в летнюю ночь.

Написанная в юные годы увертюра «Сон в летнюю ночь» предвосхитила лучшие стороны творчества композитора. Недаром впоследствии, в зените славы, Мендельсон на основе увертюры пишет музыку к этой чудесной пьесе Шекспира. Развернутая партитура включает большие симфонические номера: уже знакомую нам увертюру и антракты Скерцо, Интермеццо, Ноктюрн, знаменитый «Свадебный марш» и «Танец шутов». Кроме того, в нее входят два хора и музыка к мелодрамам.

А вскоре появилось, быть может, самое знаменитое произведение Мендельсона его замечательный Концерт для скрипки с оркестром ми минор. Композитор написал его летом 1844 года, отдыхая в небольшом немецком городке БадЗодене после успешных гастролей в Лондоне. За спиной его были уже не одни лишь бурные триумфы, но и горькие разочарования. Не всегда его кипучая, энергичная деятельность встречала понимание и поддержку. Много неприятных минут пережил он в Берлине, куда, покинув Лейпциг, где его очень любили и где он на редкость плодотворно трудился, Мендельсон переехал осенью 1843 года, приняв приглашение прусского короля Фридриха Вильгельма IV.

Гнетущая атмосфера прусской столицы душила его. Талантливейшему, приобретшему европейскую известность музыканту приходилось непрестанно сталкиваться с предрассудками закостенелого мещанства, с проявлениями чиновного чванства и грубости. Постоянные трения возникали с Академией пения, с дирекцией театров, с высшим духовенством, придворными кругами, да и с самим прусским королем. Все, что скрывалось у композитора под маской сдержанности и воспитанности, все, что ранило и причиняло боль, вся горечь разочарований последних лет вылилась в неудержимо страстный монолог скрипки в его гениальном концерте.

Преобразуя жанр концерта, Мендельсон отказывается от традиционной для него оркестровой экспозиции. Сразу же, буквально после нескольких пульсирующих аккордов оркестра, у солирующей скрипки возникает чудесная, трепетная мелодия главной партии, которая звучит словно исповедь человека, переполненного чувствами. Невозможно не вспомнить стихи любимого Мендельсоном Гейне:

Пой, скрипка, песню прошлых дней. В тоске внимало сердце ей И обливалось кровью.

Постепенно эта на редкость выразительная мелодия завладевает оркестром, обрастает виртуозными пассажами, звучит все более мощно, но вдруг сменяется короткими жалобными фразами связующей партии. Печаль заполняет весь мир. Даже светлый образ сольмажорной побочной темы будто окутан покрывалом грусти, в нее проникают тоскливые, жалобные ноты. И хотя порой в музыке концерта возникают светлые мелодии, ликующие, призывные фразы, все затмевается трагическим монологом скрипки в каденции. Этот традиционный виртуозный раздел первой части концерта, исполняемый солирующим инструментом, Мендельсон превращает в смысловой центр произведения, насыщая виртуозные пассажи скрипки исключительной интонационной выразительностью.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/