Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОНБАРТОЛЬДИ, часть 4

Без перерыва, отделенная от предыдущей части несколькими возвышенными аккордами вступления, начинается вторая часть концерта. Ее тема напоминает изумительную оперную арию, полную глубокого раздумья, воспоминаний, то скорбных, окрашенных горечью, то овеянных тихой печалью.

Мягкие, трогательные фразы скрипки приводят к торжественным возгласам всего оркестра. И начинается финал изящный, легкий, напоминающий светлые стремительные скерцо Мендельсона. В памяти всплывают шаловливые, добрые эльфы из «Сна в летнюю ночь», все печальное исчезает, радость и ликование слышатся в новой маршевой мелодии скрипки. Ее подхватывает оркестр, и она сливается с воздушным, стремительным полетом скерцозной темы. Прославляющий жизнь, проникнутый верой в торжество добра и света звучит чудесный марш, венчающий это прекрасное творение композитора.

«Мендельсона я считаю первым музыкантом современности и снимаю перед ним шляпу как перед мастером», писал Шуман своему французскому корреспонденту. Но судьба творческого наследия Мендельсона сложилась непросто. Шуман выразил то отношение к композитору, которое преобладало при его жизни и сразу после его смерти. Тогда Мендельсона считали едва ли не самым крупным музыкантом послебетховенской эпохи. А вот во второй половине XIX века появилось пренебрежительное отношение к его наследию. В немалой мере это было связано с тем, что композитор основал влиятельную композиторскую школу. Но, к сожалению, среди его последователей преобладали эпигоны подражатели, односторонне усвоившие его принципы. В их произведениях классические черты музыки Мендельсона выродились в академизм, а ее лирическое содержание в сентиментальность. Это прискорбное явление получило название «мендельсоновщины».

Однако нельзя негативное отношение к эпигонам Мендельсона переносить на его собственное творчество, как нельзя перечеркнуть колоссальный вклад Мендельсона в развитие музыкального образования только потому, что после его смерти основанная им Лейпцигская консерватория превратилась в оплот рутинного академизма и сухой схоластики. При жизни Мендельсона все было иначе. Создание этой первой немецкой консерватории подняло подготовку профессиональных музыкантов в Германии на качественно новый уровень. К работе в консерватории Мендельсон привлекал крупных музыкантов. Преимущественная опора на классику в музыкальном образовании при жизни Мендельсона носила такой характер, что способствовала воспитанию культурных профессионалов, музыкантовпросветителей.

Преемники Мендельсона догматизировали принципы своего кумира, и это вызывало протест у представителей прогрессивного направления в немецкой музыке, которые образовали Веймарский союз. Страсти рождали пристрастия, объективное в оценках смешивалось с субъективным.

Но бывали и счастливые исключения. Например, замечательный русский музыкальный критик В.В.Стасов, не принимавший фортепианную лирику Мендельсона, в целом отдавал должное композитору и писал: «И действительно, это был во многих отношениях талант очень замечательный, можно даже сказать, редкий». Мендельсон автор прекрасной музыки. Будем признательны этому замечательному мастеру за то, что он нам подарил.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/