Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

РОБЕРТ ШУМАН, часть 2

В Лейпциге Шуман познакомился с известным фортепианным педагогом Фридрихом Виком, и его взгляды, суждения о музыке, его педагогические методы увлекли молодого музыканта, заставили его поверить в себя. Но тренировка по системе Вика показалась ему слишком медленной, и он изобрел особый прибор для развития самостоятельности каждого пальца. Итог оказался трагическим: неизлечимое растяжение связок. Артистическая карьера, надежда на будущее блестящего виртуоза рухнули.

И как раз в это время зарождается его глубокое чувство к дочери Фридриха Вика Кларе. Талантливая пианистка, с детских лет проявившая свое незаурядное дарование, она отвечала Шуману взаимностью, их связывало глубокое духовное родство. Но на пути их встал суровый и непреклонный Фридрих Вик.

Полагал, ЧТО Материальное положение Шумана будет непрочным, а главное не хотел терять те доходы, которые ему приносили концертные поездки дочери. Так, в лице Вика Шуман столкнулся с настоящим филистером, полным предрассудков и готовым пожертвовать счастьем дочери ради низменных денежных расчетов. Все 30е годы прошли в мучительной, упорной, бесконечной борьбе с Фридрихом Виком. Лишь в 1840 году, пройдя через испытания судебного процесса, Роберт и Клара смогли, наконец, обвенчаться.

Это десятилетие стало для Шумана периодом, который можно было бы, вспомнив знаменитое направление в немецкой литературе, назвать «Буря и натиск». Бурная взволнованность, горячая эмоциональность произведений того времени в громадной мере объясняются тем, что они рождались в атмосфере безудержного порыва, страстной тоски, напряженной борьбы и томительных мечтаний, которыми был охвачен композитор. Творческая энергия Шумана была тогда столь велика, что не смогла быть исчерпана лишь сочинением музыки. Именно в эти годы он публикует во «Всеобщей музыкальной газете» свою первую критическую статью, посвященную шопеновским Вариациям на тему из оперы «Дон Жуан» Моцарта. А несколько позже, объединив вокруг себя друзей, он начинает издание «Новой музыкальной газеты» и на протяжении десяти лет остается ее главным редактором и автором очень многих статей.

«Новая музыкальная газета» была органом так называемого Давидсбунда Давидова союза, который объединял друзей и единомышленников Шумана, причем не только его современников, но и композиторов прошлого. Название было связано с именем библейского царя Давида, покровителя музыкального искусства.

Статьи и заметки в музыкальной газете, облеченные, как правило, в форму новеллы, письма, дневниковой записи, диалога, авторы обычно подписывали псевдонимами Флорестан, Эвсебий, Раро, Ионатан Серпентинус, Книф.

Можно было бы долго и интересно рассказывать о «Новой музыкальной газете», но если определять ее основное предназначение кратко, то следует сказать, что это была борьба против сухого ремесленничества, цеховой замкнутости и самодовольного филистерства в музыкальном искусстве, борьба за все одухотворенное, новаторское, талантливое, что существовало и должно было оставаться в нем во все времена.

Те же мысли и чувства Шуман запечатлел в своих фортепианных произведениях, которые по праву считают наиболее своеобразной и самобытной частью наследия композитора.

Уже в 1831 году Шуман создает новый жанр программный цикл фортепианных миниатюр, связанных в единое целое и общим поэтическим замыслом, и родственным музыкальным материалом. Первым образцом такого цикла у Шумана стали «Бабочки», созданные под влиянием романа любимого писателя Шумана Жана Поля (псевдоним немецкого писателя И.П.Рихтера) «Озорные годы». Кстати, именно герои этого романа, близнецы Вальт и Вульт, стали прототипами Эвсебия и Флорестана героев произведений самого Шумана, чьими именами он подписывал свои статьи.

В романе Жана Поля Вальт и Вульт влюблены в одну и ту же девушку Вину. Но сердце ее отдано нежному, поэтичному Вальту, и страстный, порывистый Вульт, оставив прощальное письмо брату, навсегда уходит из дома. Кульминацией романа становится сцена костюмированного бала, и именно ею навеян этот опус Шумана. Его композиция соткана из контрастных переплетений характеристических сценок маскарада, карнавальных масок, бальных танцев и лирических пьес, раскрывающих чувства, которыми охвачены юные герои. Финал же с истинно шумановской рельефностью запечатлел противопоставление нежного, романтического вальса и смешного, примитивного танца «Гросфатер» (понемецки «дедушка»).

«Бабочки» предвосхитили одно из популярнейших произведений Шумана его знаменитый «Карнавал», в котором созданный Шуманом жанр программного цикла миниатюр получил необычайно совершенное, органичное воплощение. Композитор соединил здесь черты сюитного и вариационного циклов. С сюитой связан принцип чередования самостоятельных контрастных пьес, с вариациями наличие единой музыкальной темы, являющейся интонационной основой всех пьес цикла. Причем интересно и необычно то, что тема эта является не протяженной, законченной, четко оформленной музыкальной мыслью, а коротким мотивом, состоящим из трехчетырех, редко пяти, звуков. Их буквенное обозначение составляет название чешского городка Аш (латинскими буквами Asch), где жила Эрнестина фон Фриккен, в которую когдато в юности был влюблен Шуман.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/