Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

РОБЕРТ ШУМАН, часть 4

Несмотря на острейшие контрасты, Шуману удалось при помощи разнообразных музыкальных приемов достигнуть единого, непрерывного и чрезвычайно интенсивного развития такого высокого уровня, который позволяет говорить о его своеобразном фортепианном симфонизме. И кстати, один из фортепианных циклов Шумана так и называется «Симфонические этюды». Это произведение представляет собой вариации на тему, которую композитор взял из вариаций для флейты отца Эрнестины музыканталюбителя фон Фриккена. Композитору удалось средствами фортепиано передать здесь звучание разных инструментов оркестра то скрипок, то деревянных духовых, то медных духовых. Однако название «Симфонические» обусловлено в первую очередь не этими ассоциациями, а на редкость интенсивным, целеустремленным, последовательным развитием, в процессе которого происходит глубочайшее преобразование основного музыкального образа. Наряду с программными циклами миниатюр, основанными на сюитновариационных принципах, Шуман создавал сочинения в классических жанрах, преобразуя их «изнутри» : таков его Фортепианный концерт, три его фортепианные сонаты. Но образцом самой свободной трактовки сонатной формы у Шумана является «Фантазия». Как и большинство его сочинений, она в значительной мере навеяна личными переживаниями. Ключ к восприятию «Фантазии» дает предпосланный ей эпиграф из Ф.Шлегеля:

Во сне земного бытия Звучит, скрываясь в каждом шуме, Таинственный и тихий звук, Лишь чуткому доступный слуху.

Глубже проникнуть в замысел «Фантазии» позволяет одно из посланий Шумана к Кларе Вик, в котором он пишет: «Звук» в эпиграфе не ты ли это?»

Однако не только личные переживания композитора составляют содержание «Фантазии». Многие ее эпизоды носят монументальный, картинный характер, недаром Шуман вначале планировал дать заголовки каждой части: «Руины», «Триумфальная арка», «Звездный венец». (Правда, потом он отказался от этого.)

Шуман не раз писал, что музыке подвластно все и сокровища человеческой души, и богатства внешнего мира. В своем музыкальном творчестве он убедительнейшим образом доказал это. Скажем, в «Давидсбюндлерах» композитор запечатлел богатый мир своих чувств и переживаний в первой редакции произведения, называвшейся «Танцы Давидсбюндлеров», он поставил рядом с каждой пьесой буквы «?» или «Е», что означало «Флорестан» или «Эвсебий».

Зато в его «Венском карнавале», «Лесных сценах», «Альбоме для юношества», «Детских сценах», «Новеллеттах» масса характеристических персонажей, метких, выразительных портретов, «зарисовок с натуры», народных сцен.

А в «Фантастических пьесах» Шуман погружается в столь любимый им мир причудливых, таинственных образов, нереальных картин, возникающих в воображении художника и порождающих неожиданную, прихотливую смену настроений. О многом говорят уже названия пьес: «Вечер», «Порыв», «Почему?», «Капризы», «Ночью», «Басня», «Бессвязное сновидение», «Конец песни».

Фортепианная музыка очень важная, но не единственная область творчества Шумана. В его наследии есть симфонии и увертюры, камерноинструментальные и хоровые произведения, опера «Геновева» и оратория «Рай и Пери». Но, пожалуй, по степени совершенства и новизны с фортепианными сочинениями композитора могут сравниться лишь его вокальные опусы. Большинство из них написано в 40е годы. 1840 год даже называют «годом песен». Тогда были созданы чудесные циклы Шумана: «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты» и другие песни.

Литературное дарование Шумана, его тонкое поэтическое чутье, его широкая гуманитарная культура и высокий художественный вкус, конечно же, проявились в вокальных произведениях во всей полноте. Качество текста имело для него огромное значение. На основе песен Шумана можно было бы составить антологию лучших образцов европейской поэзии, достаточно назвать имена Гёте и Шиллера, Гейне и Байрона, Бернса и Шекспира, а еще Эйхендорфа, Мёрике, Т.Моора, Кернера, Шамиссо, Рюккерта. Но особенно близки ему были настроения немецких поэтовромантиков, их мечты и разочарования, их надежды и страдания.

Шуман очень любил Шуберта, в статьях он посвятил ему немало трогательных строк, полных искреннего восхищения. И в композиторском творчестве он развивал немецкую песню в том направлении, которое проложил Шуберт.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/