Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

РИХАРД ВАГНЕР

«Ни один деятель искусства не держал публику в таком состоянии непрестанного возбуждения, как Рихард Вагнер.

Эта цель человек прекрасный и сильный: пусть Революция даст ему Силу, Искусство Красоту».

Однако постепенно, подобно многим в Германии, Вагнер попадает под влияние философии Шопенгауэра, с характерным для нее отрицанием воли к жизни. Настроение усталой обреченности и безысходного пессимизма, выраженное в трудах этого мыслителя, в известной мере совпадало с настроением композитора. Под сильным влиянием идей Шопенгауэра написана гениальная опера Вагнера «Тристан и Изольда». Они нашли претворение и в уже упоминавшейся нами тетралогии «Кольцо нибелунга». Задуманная как оптимистическая драма о могучем герое Зигфриде, она превратилась в пессимистическую трагедию роковой обреченности, носителем которой становится глава богов Вотан.

История создания одной этой колоссальной эпопеи свидетельствует о том, сколь сложно протекала эволюция мировоззрения ее автора. Написав в 50е годы первые оперы тетралогии «Золото Рейна», «Валькирию» и начав работать над «Зигфридом», Вагнер вынужден был прерваться, ибо образ Зигфрида, задуманный как художественное выражение революционных чаяний композитора, перестал удовлетворять его.

Лишь в 70е годы он смог завершить свой грандиозный замысел. Но в это время он уже полностью отрекся от революционных увлечений юности, навсегда порвал с прогрессивным общественным движением и стал ближайшим другом баварского короля Людвига II. Дружба эта, конечно, избавила композитора от постоянно преследовавших его материальных мытарств, нужды и скитаний, но вместе с тем способствовала развитию и закреплению у него монархических, пангерманистских убеждений. И потому, вернувшись в 70е годы к работе над своим детищем и дописав «Зигфрида», Вагнер завершает тетралогию оперой «Сумерки богов», символизирующей идею заката, гибели всего сущего и окончательного крушения героических мечтаний.

Правда, и в поздний период творчества у Вагнера появляется светлое, жизнерадостное произведение опера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Герои ее обыкновенные немецкие бюргеры, принадлежащие к различным цеНОВЫМ объединениям ремесленников и с увлечением занимающиеся поэзией и музыкой. Но замечательное это создание так и осталось исключением среди сочинений последних лет жизни композитора.

Последней оперой Вагнера стала опера «Парсифаль», идею которой можно сформулировать как нравственное самосовершенствование человека, познавшего мудрость через христианское сострадание. Подобные мысли нашли отражение в поздней статье состарившегося композитора «Искусство и религия», где он утверждал, что лишь в соприкосновении с религией музыка может стать подлинным искусством.

В историю музыкальной культуры Вагнер вошел как композитор, который провозгласил необходимость реформы музыкального театра и неустанно осуществлял ее на протяжении всей жизни. Основные принципы своей реформы Вагнер изложил в таких литературных трудах, как «Художественное произведение будущего», «Обращение к друзьям» и особенно подробно в «Опере и драме». Именно в последней работе развивается и углубляется идея синтеза искусств в «драме будущего» так композитор называл свою музыкальную драму. Он убеждает читателя в том, что одной поэзии не дано стать совершенной драмой, ей необходимо вступить в союз с музыкой. Но не всякая поэзия в силах сочетаться с музыкой: истинной поэтической основой музыкальной драмы может быть только миф, сотворенный народной фантазией.

Именно с обновления сюжетной стороны оперы, ее поэтического текста начал композитор свою новаторскую деятельность. При этом Вагнер, поэт, создатель оперных либретто, испытал сильнейшее воздействие немецкого романтизма. Поиски нового, серьезного содержания привели его к национальной немецкой поэзии, к старинным немецким легендам. Так, уже в основу первого произведения, в котором композитор вступил на путь реформы музыкального театра, в основу оперы «Летучий голландец» была положена легенда, непосредственно заимствованная из народных преданий. В «Летучем голландце» намечены и другие принципы музыкальной драматургии Вагнера: стремление передавать душевные состояния, психологические конфликты героев; перерастание отдельных законченных номеров в большие драматические сцены, непосредственно переходящие друг в друга; превращение арии в монолог или рассказ, а дуэта в диалог; громадная роль оркестровой партии, в которой колоссальное значение приобретает развитие лейтмотивов.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/