Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

РИХАРД ВАГНЕР, часть 2

Лейтмотивы существовали в музыкальном искусстве и до Вагнера. Под ними понимали темы, которые устойчиво связаны с героями, их чувствами, мыслями, с событиями и жизненными явлениями, силами природы и т.д. Но Вагнер создает целую систему лейтмотивов, применяя их чрезвычайно широко и последовательно, превращая их в главное связующее звено между драмой и музыкой и в основу всего музыкального развития. Из непрестанного «перетекания» лейтмотивов одного в другой, из их сложнейшего переплетения рождается знаменитая вагнеровская «бесконечная мелодия».

Быть может, самое гармоничное воплощение принципы вагнеровской реформы музыкального театра получили в его опере «Лоэнгрин». В ней автор объединил сюжеты и образы разных народных и рыцарских легенд, подчеркнув в них то, что представлялось ему близким современности.

Кем же был главный герой оперы? Нередко образ этого легендарного рыцаря переносили в эпоху средневековья и связывали с мифическим Лоэнгрином. О Лоэнгрине говорится в средневековой поэме «Состязание певцов в Вартбурге» (Вартбург старинный замок близ города Эйзенах в Германии). По преданию, он был сыном Парсифаля главы рыцарей Грааля, поборников справедливости и нравственного совершенствования. Назывались же они так потому, что охраняли именуемый Граалем сосуд с кровью Христа.

Обратившись к красивым, поэтичным легендам средневековья, Вагнер постарался выразить в них то, что казалось ему самым важным и волнующим: тоску человеческих желаний, жажду искренней, беззаветной любви, недостижимые мечты о счастье. Сам Вагнер в своем «Обращении к друзьям» признавался: «Кто в «Лоэнгрине» открывает категорию христианского романтизма, тот видит его случайную внешность, а не самую сущность. Я здесь показываю трагическое положение истинного художника в современной жизни.»

Так что «Лоэнгрин» для Вагнера имел и автобиографический смысл. Судьба главного героя оперы служила для него аллегорическим выражением его собственной судьбы, а переживания этого легендарного рыцаря, несущего людям свою любовь и доброту, но непонятого и отринутого ими, оказывались созвучными его собственным переживаниям.

Именно в «Лоэнгрине» Вагнер впервые отказывается от большой увертюры и заменяет ее кратким вступлением. В нем воплощается образ главного героя оперы, и потому построено оно только на лейтмотиве Лоэнгрина посла Грааля. Исполняемая одними скрипками в высочайшем регистре, тема эта кажется поистине божественной. Благодаря прозрачнейшему звучанию, утонченным гармониям, нежным мелодическим очертаниям она стала символом небесной чистоты, добра и света. Вот как писал о вступлении к «Лоэнгрину» П.И.Чайковский: «Это, быть может, самое удачное, самое вдохновенное сочинение знаменитого немецкого композитора. Оно изображает то царство света, правды и красоты, из которого низошел рыцарь Лоэнгрин на спасение прекрасной, оклеветанной Эльзы. Замечательно поразительное мастерство, с которым Вагнер малопомалу усиливает нежную, светлую тему, рисующую Грааль, доходит до оглушительного фортиссимо и затем возвращается постепенно к первоначальному изложению темы, которая наконец замирает в крайних высотах струнного оркестра. Публика невольно поддается в высшей степени поэтическому настроению вещи и обыкновенно восторженными рукоплесканиями прерывает гробовую тишину залы, в которой как будто еще носятся эфирные образы, рисуемые Вагнером».

Открывается занавес, и перед слушателями предстает берег реки Шельды, на котором собрались жители средневекового Брабанта. Граф Брабанта Фридрих Тельрамунд, поддавшись уговорам своей жены злой колдуньи Ортруды, обвиняет брабантскую принцессу Эльзу в убийстве ее малолетнего брата Готфрида. Король германский Генрих Птицелов приказывает устроить суд над Эльзой. Но Эльза, охваченная экстазом, рассказывает свой сон: ей пригрезился лучезарный рыцарь, который в бою защитит ее поруганную честь. «Сон Эльзы» образец редкой чистоты, сердечности и возвышенной простоты в музыкальном искусстве. Ясная, трогательная мелодия, мягкие, светлые гармонии, необыкновенная плавность всех линий напоминают вступление к опере. А в оркестре нежно, прозрачно звучит лейтмотив Лоэнгрина: ведь это именно он явился перед внутренним взором Эльзы.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/