Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

РИХАРД ВАГНЕР, часть 3

И вдруг по голубому зеркалу волн в челне, влекомом лебедем (лебедь символ нравственной чистоты), появляется дивный герой, высокая красота и добродетель которого побеждают все сердца непреодолимым очарованием. Во внезапно наступившей тишине раздается голос этого чудесного рыцаря: он прощается с лебедем, отправляющимся в обратный путь. Вновь возвращается лейтмотив Лоэнгрина.

В первом действии возникает и еще одна чрезвычайно важная тема лейтмотив запрета. Настойчиво и твердо Лоэнгрин запрещает Эльзе задавать вопросы о его имени и происхождении.

Начало второго действия вводит в мир коварства и зла, в мир Фридриха и Ортруды. Естественно, что именно на их мрачных, напряженных лейтмотивах построено вступление ко второму действию. Темы интонируют инструменты с низким регистром и сумрачным тембром виолончели и баскларнет, а хроматизмы и ходы по звукам уменьшенного вводного септаккорда создают таинственный, зловещий колорит.

Таким образом, драматургия «Лоэнгрина» основана на противопоставлении добра и зла, светлых и темных сил, и это противопоставление получает последовательное музыкальное воплощение через определенные средства выразительности, интонации,лейтмотивы.

В мрачном, зловещем, темном по колориту втором действии есть один удивительно светлый, возвышенный эпизод свадебное шествие в собор, где должны венчаться Эльза и Лоэнгрин. Пленительной красотой отмечены обе его темы и первая, возвышенная, напоминающая хорал, и вторая, пластичная, отмеченная чертами танцевальности.

Однако завершает второй акт мотив запрета, который у тромбонов и труб звучит особенно сурово, угрожающе. Новый контраст вносит блестящее героическое оркестровое вступление (антракт) к третьему действию, воссоздающее праздничную, торжественную атмосферу бракосочетания главных героев.

И начинается чудесная, вдохновенная сцена диалог Эльзы и Лоэнгрина, где каждый новый оттенок чувства, новый поворот в их взаимоотношениях рождает новую музыку. Здесь впервые в своем полном виде возникает лейтмотив любви героев. Эта необычайная по красоте, гибкости и вместе с тем сердечной теплоте тема постепенно, исподволь кристаллизовалась на протяжении всей оперы, вбирая в себя музыкальные интонации, связанные с образами Эльзы и Лоэнгрина.

Но «счастье было так недолго.» Отравленная сомнениями, которые внушили ей Ортруда и Фридрих, Эльза задает Лоэнгрину роковой вопрос о его имени и происхождении. Ласковыми, чарующими ариозо Лоэнгрин пытается отвлечь и успокоить ее. Однако Эльза становится взволнованной, возбужденной, что с замечательной силой передано в музыке. В партию Эльзы даже проникают извилистые, «змеиные» интонации Ортруды. Внезапно в опочивальню героев врывается Фридрих Тельрамунд, но Лоэнгрин, мгновенно приняв из рук Эльзы меч, поражает его насмерть.

И вот вновь на берегу реки Шельды собираются король, графы, их дружины, и начинается замечательный «Рассказ Лоэнгрина», в котором он открывает присутствующим свое имя и тайну своего происхождения. Увы, теперь он должен возвратиться в царство Грааля, ибо в душе Эльзы зародилось сомнение и поколеблено доверие к посланцу небес. Чудесный, напевный речитатив Лоэнгрина полон серьезной сосредоточенности, он печален и вместе с тем величествен, проникновенен и героичен.

Теперь, поневоле открыв тайну, Лоэнгрин должен удалиться. Вновь на реке появляется челн, влекомый лебедем. Но внезапно лебедь превращается в прекрасного мальчика. Это Готфрид, брат Эльзы, заколдованный Ортрудой и превращенный ею в лебедя. В то же мгновение с небес слетает голубь и увозит челн со стоящим в нем Лоэнгрином. Эльза простирает руки вслед Лоэнгрину и падает бездыханная.

Повторим: «Лоэнгрин», наверное, самое совершенное и гармоничное творение Вагнера, самое красивое, возвышенное и поэтичное, что вышло изпод его пера. Раз услышав эту оперу, невозможно забыть присущую ей сердечность и душевную теплоту, лирическую напевность и величавую печаль, невозможно отрешиться от чистого, ясного, небесного света, окутывающего ее волшебное звучание.

Более поздние создания композитора нередко подвергали критике. За что? За многое. За сложность и туманность философских концепций. За чрезмерное изобилие лейтмотивов, причем кратких, недостаточно рельефных. За примат декламационного начала в вокальной партии и за ее противоречащее законам оперного жанра подчинение оркестру.

Конечно, все эти и еще многие другие упреки не лишены оснований. И все же в искусстве Вагнера таится великая сила. В его музыке раскрываются благородные образы, в ней воплощаются глубокие человеческие чувства и страсти. Самобытная красота его произведений и сегодня захватывает слушателей.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/