Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИТАЛИИ И ТВОРЧЕСТВО ДЖОАККИНО РОССИНИ

В первой половине XIX века художественная культура Италии складывалась в атмосфере напряженной национальноосвободительной борьбы. Уже в эпоху средневековья за территорию Апеннинского полуострова боролись германские императоры и римские папы, Франция и Испания.

После Итальянских войн 14941559 годов на значительной части страны закрепилось господство Испании, а в начале XVIII века, после войны за испанское наследство, господство Австрии.

Все эти события привели к экономическому и политическому упадку страны, и естественно, что с конца XVIII столетия, когда Италия была оккупирована наполеоновской армией, в Италии развернулось движение за освобождение от иноземного господства и объединение государства, получившее название Рисорджименто, что в переводе с итальянского означает «возрождение».

После окончательного поражения Наполеона Венский конгресс 1815 года реставрировал в Италии феодальноабсолютистские монархии: Сардинское королевство, Королевство обеих Сицилии, Папское государство, герцогства Модену, Парму, Лукку и Тоскану. Ломбардия и Венеция были включены в Австрийскую империю.

Борьбой за освобождение Италии от иноземного гнета и за ее объединение руководили карбонарии (буквальный перевод угольщики) члены тайного общества «Молодая Италия» и других организаций. Лидерами этой борьбы были Джузеппе Мадзини и Джузеппе Гарибальди. Кульминацией в развитии народноосвободительного движения в Италии стали революции 18481849 и 18591860 годов. В итоге было достигнуто объединение страны, с 1861 года получившей название Итальянского королевства. Последняя точка в очерченном процессе была поставлена тогда, когда в 1870 году к Италии присоединили Рим.

Конечно, литература и искусство той поры не могли не отражать настроений и идеалов, рожденных патриотическим, национальноосвободительным движением. И действительно, в литературе возникло новое объединение писателейромантиков, которые уже в своем первом манифесте выступили с протестом против иноземных завоевателей. Они учредили журнал «Примиритель» («Кончильяторе»), название которого объяснялось стремлением объединить всех патриотически настроенных писателей.

Другая цель, которую ставили перед собой итальянские писателиромантики, освобождение от устаревших к этому времени норм классицизма. Отказываясь от мифологических сюжетов, писателиромантики ратовали за отражение в литературе повседневного быта итальянского народа, развивая в своем творчестве демократическую тематику.

В музыкальных произведениях, написанных в ту пору, связь с современной жизнью Италии, борьбой за освобождение и объединение родной страны не была выражена столь же отчетливо. Однако, несмотря на это, новая итальянская оперная школа, сформировавшаяся в первой половине XIX века, стала выдающимся явлением мировой художественной культуры. Сказался колоссальный потенциал, накопленный итальянской оперой на протяжении двухвекового развития; не будем забывать, что сам жанр оперы возник именно в Италии и в нем сконцентрировались важнейшие национальные традиции и особенности художественного творчества. Наконец, конечно же, в новом расцвете итальянской оперы был «повинен» непревзойденный мелодист, счастливый обладатель великолепного, «солнечного» дарования Джоаккино Россини. Именно он вывел итальянский музыкальный театр из того кризисного состояния, в котором он пребывал к концу XVIII века. Именно он проложил те пути, по которым началось триумфальное шествие итальянской оперы в XIX столетии. Творчество Беллини и Доницетти, Верди и Пуччини было, бесспорно, подготовлено замечательным искусством Россини, вновь мгновенно прославившим музыку своей родины на всю Европу. Вспомним, как писал о Россини в своем «Онегине» Пушкин:

Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей: Там упоительный Россини, Европы баловень Орфей. Не внемля критике суровой, Он вечно тот же, вечно новый, Он звуки льет они кипят, Они текут, они горят, Как поцелуи молодые, Все в неге, в пламени любви, Как зашипевшего аи Струя и брызги золотые. И впрямь сочинения Россини полны чарующей легкости, юмора, блеска и увлекательного движения. Однако его музыка это не только беззаботный смех и веселье, не только блестящий фейерверк. Его искусство покоряет огромной силой жизнелюбия, радостной полнотой чувств, ясным умом и неустанной энергией.

Порой Россини упрекают в поверхностности, легковесности, в том, что он был певцом светлых сторон действительности, избегая всего тяжелого, мрачного. Быть может, такие упреки небезосновательны, но они не должны помешать восприятию того истинно прекрасного, что живет в лучших, мастерских творениях композитора.

Солнечная музыка Россини тем более замечательна, что она создавалась в тягостные, мрачные годы европейской истории. Ведь знаменитый «Севильский цирюльник» был написан в 1816 году сразу после печально знаменитого Венского конгресса, ознаменовавшего начало тяжелейшей реакции во многих европейских странах. Люди, измученные наполеоновскими походами, залившими кровью поля Европы, жаждали мира, покоя и свободы. Венский конгресс принес им гнет и бесправие, он уничтожил саму мысль о свободе. Легко представить себе, как радовались люди любому лучу солнца и каким подлинным счастьем и наслаждением стала для них лучезарная музыка Россини.

Блистательное дарование Россини особенно проявилось в оперном творчестве: он создал около сорока опер. Правда, многие из них преданы забвению, другие представляют чисто исторический интерес. Но не следует думать, что своей всемирной славой и популярностью композитор обязан только «Севильскому цирюльнику». Полна художественного и общественного значения его опера «Итальянка в Алжире», заражающая и весельем, и благородным чувством патриотизма. И опера «Танкред», с ее дыханием героической патетики. И опера «Моисей», с монументальными хорами, в которых словно воплощены народные стремления к вольности. И опера «Вильгельм Телль» правдивая героикоромантическая легенда на тему из истории национальноосвободительной борьбы швейцарского народа. На долю Россини выпала роль художникареформатора.

Ко времени его творчества опера в Италии превратилась либо в напыщенную эффектную драму, лишенную живого содержания, либо в пустую развлекательную комедию. Россини объявил беспощадную войну итальянским тенорам и примадоннам, для которых смысл искусства сводился к пустозвонным руладам и холодной виртуозности. Много нового внес он и в законы музыкальносценического развития в драматургию оперы. Россини создавал свои произведения, стремясь к единству музыкальной линии и к цельности драматического образа. Его герои жили на сцене со своими мыслями и переживаниями, стремлением к добру и правде, борьбой против мрака, тупости и вероломства.

Опера важнейший, но не единственный жанр в творчестве Россини. На склоне лет он создал также величественное произведение духовной музыки «Stabat Mater», «Маленькую торжественную мессу», «Песню титанов», оригинальное собрание песен и дуэтов под названием «Музыкальные вечера», полные сарказма и наблюдательности «Грехи старости» альбомы итальянских и французских песен, остроумных пьес для фортепиано.

И все же самым прославленным произведением Россини стал его «Севильский цирюльник». Как же создавалось это сочинение?

Канун 1816 года Россини проводил в Риме, отдыхая после напряженного труда в СанКарло. Рим готовился к новогоднему карнавалу. Все театры старались заручиться самой лучшей и увлекательной пьесой, дабы достойно отметить карнавальные празднества. Вот почему герцог Франческо СфорцаЧезарини, импресарио знаменитого римского Театро ди Торре Арджентина, предложил Россини написать оперу для ближайшей постановки на сцене этого театра. После нескольких вариантов Россини решил остановить свой выбор на первой части трилогии Бомарше его комедии «Севильский цирюльник».

Вообще к этому произведению Бомарше обращались многие композиторы и при жизни, и после смерти великого комедиографа. Образы этой пьесы, равно как и уже знакомой нам по опере Моцарта «Женитьбы Фигаро», давно стали хрестоматийными.

Напомним читателю портреты основных героев: испанский граф Альмавива, влюбленный в очаровательную, кокетливую Розину; жизнерадостный Фигаро цирюльник, лекарь, устроитель сердечных дел; ханжа и скряга доктор Бартоло, опекун Розины и претендент на ее руку; сплетник и клеветник монах дон Базилио, помогающий Бартоло в осуществлении его планов.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/