Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИТАЛИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В истории музыки немало парадоксов. К ним принадлежит удивительное совпадение: в одном и том же 1813 году родились два художника, равных которым в области оперы, пожалуй, не было во второй половине XIX столетия, Верди и Вагнер.

Однако трудно найти двух современников, характеры которых, стиль жизни и творчества были бы более противоположны. Верди никогда не прибегал к слову ради объяснений, самозащиты или встречной критики. Он предоставлял говорить за себя своим творениям. Вагнер же никогда не жалел сил на то, чтобы пропагандировать свои идеи и вербовать сторонников своих произведений.

Соотечественники называли Верди «маэстро итальянской революции». И действительно, благодаря своей музыке Верди стал пламенным вдохновителем революционных масс, истинным национальным героем. Недаром соратник Гарибальди, Мадзини, обращаясь к Верди, писал: «То, что я и Гарибальди делаем в политике, что наш общий друг А.Манцони делает в поэзии, то Вы делаете в музыке; мы все, как умеем, служим народу».

Действительно, уже в ранней опере Верди «Навуходоносор» тема порабощенного еврейского народа перекликалась с темой поверженной и раздробленной Италии. Премьера последовавшей за ней оперы «Ломбардцы» стала крупным политическим событием и накрепко связала имя автора с Рисорджименто итальянским национальноосвободительным движением. При исполнении оперы «Аттила» после слов Аэция: «Пусть тебе будет принадлежать вселенная Италия останется мне!» раздавались бурные возгласы всего зрительного зала: «Италия нам!»

Но при всем том Верди никогда не вмешивался в сами события политической жизни страны, занимаясь лишь тем, что составляло смысл его существования, созданием музыкальных сочинений.

«Скучный театр самый худший из всех возможных». Это сказывалось уже на выборе сюжетов и их трактовке. Верди стремился к тому, чтобы либретто его опер были насыщены острыми драматическими ситуациями, в которых ярко, интересно раскрывались бы человеческие характеры. Он не боялся броских эффектов, резких антитез и, отличаясь невероятно страстным, бурным темпераментом, достигал колоссальной силы воздействия на слушателя. Недаром его сравнивали с Микеланджело и Данте, Гомером и Шекспиром, Сервантесом и Рабле. Верди всегда активно сотрудничал со своими либреттистами, среди которых самым талантливым и образованным оказался Арриго Бойто, совместно с которым он создал две гениальные шекспировские оперы «Отелло» и «Фальстаф».

В отличие от Вагнера Верди был совершенно равнодушен к легендам и мифам. Реальная жизнь, богатство и разнообразие человеческих характеров, чувств, отношений вот что увлекало итальянского композитора. Правда, придерживаясь сложившихся канонов, он, как правило, выбирал сюжеты, действие которых разворачивается в эпоху средневековья, Ренессанса или в XVIII веке. Исключением стала лишь знаменитая «Травиата». Обратившись к пьесе Александра Дюмасына «Дама с камелиями», Верди рискнул изобразить на сцене современность.

Среди многочисленных писателей, поэтов, драматургов, произведения которых использовал Верди, выделяются три крупнейшие фигуры. Это Шиллер, его пьесы послужили первоисточником таких опер, как «Жанна дАрк», «Разбойники», «Луиза Миллер», «Дон Карлос», Гюго, вдохновивший композитора на создание «Эрнани» и «Риголетто», и, наконец, Шекспир, в огромном наследии которого итальянского музыканта привлекли «Макбет», «Отелло» и «Фальстаф».

Если же говорить о музыкальной стороне опер Верди, то ее основу составляют мелодии. Их отличает необычайно широкое дыхание, ясность, рельефность очертаний, а главное поразительная психологическая правдивость, выразительность. Характер героя, его человеческую сущность, его эмоциональное состояние Верди раскрывает прежде всего через вокальную партию в его ариях, песенках, каватинах, канцонах, романсах, в тех ансамблях, где он участвует.

Если в операх немецких композиторов второй половины XIX века, в частности Вагнера, хоры очень малочисленны, а иногда и вовсе отсутствуют, то в произведениях Верди они часто играют едва ли не важнейшую драматургическую оль и в произведениях более ранних («Риголетто», «Трубадур»), и более поздних («Сила судьбы», «Аида»). Конечно, присущее Верди мастерство хорового письма во всем своем блеске проявилось в его кантатноораториальных произведениях, среди которых, словно грандиозная вершина, возвышается его вдохновенный Реквием, созданный на смерть писателя-патриота А.Мандзони.

Премьера первой оперы композитора «Оберто, граф анБонифачо» состоялась в 1839 году, последней Фальстаф» в 1893м. Естественно, что за более чем полвека стиль Верди претерпел колоссальные изменения. Так, психологические драмы 50х годов «Риголетто» и «Травиата» сильно отличаются от написанных в широкой декоративной манере более поздних сочинений «Дона Карлоса» и «Аиды». Новым этапом в творческой эволюции Верди стали его поздние оперы. В «Отелло» композитор создает настоящую музыкальную драму со сквозным развитием, с колоритной, насыщенной партией оркестра. В «Фальстафе» же вершины достигает давно отпавшее Верди мастерство психологических характеристик и максимально правдивой декламации, близкой к живой человеческой речи.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"

Сайт работает на m3.Сайт /версия CPU.0.1/