Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛЬШИ И ТВОРЧЕСТВО ФРИДЕРИКА ШОПЕНА

Впервые на страницах настоящей книги мы пересекаем границы нового для нас государства Польши. Конечно, это отнюдь не означает, что музыка в Польше появилась лишь в XIX столетии. Но именно в ту пору на небосклоне музыкальной культуры этой страны засияли звезды первой величины.

Между тем рубеж Х?ІІІХІХ веков одна из самых трагических страниц в истории Польши. Петербургскими конвенциями 17701790х годов территория Речи Посполитой была разделена между Пруссией, Австрией и Россией. В 1807 году Наполеон создал из части польских земель Варшавское княжество. Венский конгресс 18141815 годов произвел передел Польши: из большей части Варшавского княжества было образовано Королевство Польское и передано России. Познанщина отошла к Пруссии, сохранившей Силезию и Поморье, некоторые территории были переданы Австрии.

Польские национально-освободительные восстания 1794 (под руководством Тадеуша Костюшко), 18301831, 1846, 1848, 18631864 годов были подавлены. Государственное единство и независимость Польша завоевала лишь много десятилетий спустя ценой бесчисленных кровопролитных боев и тяжких испытаний.

Освободительная борьба в огромной степени определяла собой и всю жизнь Польши, и развитие ее национальной художественной культуры. Причем в раздробленном, подпавшем под иноземное владычество государстве духовное единство и независимость могли сохраниться только через осознанное, целенаправленное сохранение и умножение национальной культуры. Не случайно именно в первой половине XIX века в Польше были созданы шеститомный «Словарь польского языка» С.Б.Линде, «История польской литературы» Ф.Бентковского, «Словарь польских поэтов» М.Юшиньского, капитальный этнографический труд О.Кольберга «Народ. его обычаи, образ жизни, язык, предания, пословицы, образы, заклинания, игры, песни, музыка и танцы».

Увлечение поэтическим и музыкальным фольклором стало одним из проявлений мощного патриотического движения, охватившего в ту пору польское общество. На гребне этой мощной волны началось интенсивноепразвитие польской профессиональной литературы и музыки, связанное с именами Адама Мицкевича и Юлиуша Словацкого в литературе, Михаила Огиньского, Иосифа Эльснера, Кароля Курпиньского, Станислава Монюшко в музыке. Но своей вершины польская композиторская школа XIX века достигла в творчестве Фридерика Шопена.

То кровное единение, какое началось у него еще в ранней молодости с польским народом и его судьбой, та борьба против тирании, которую он вел звуками, своими «пушками, скрытыми под цветами», его глубокое понимание роли и назначения художника в жизни народа все это способствовало тому, что сегодня он стал нам ближе, чем когда-либо. Современники не могли до конца постичь его творчества, воспринимая его всегда на фоне салона или, в лучшем случае, на фоне помещичьей усадьбы. А его музыка не вмещалась в эти рамки. Его великие творения, такие как, например, обе сонаты, требовали большого простора, которого он не мог иметь в тогдашних условиях. Но сегодня по отношению к этому великому мастеру уже не может быть места ни равнодушию, ни непониманию его и его творчества».

А младший современник Шопена польский писатель, художник, скульптор Циприан Камиль Норвид утверждал: «Поднять народные творения до силы, пронизывающей и обнимающей все человечество, поднять народное до общечеловеческого не путем использования внешних признаков и формальных приемов, а путем идейного развития, вот что можно услышать у музы Фридерика, как запев к народному искусству. Он заложил в этой музыке мысли, которые еще не показались на горизонте и только издали шумят крыльями. Ибо народный художник организует воображение подобно тому, как государственный деятель организует силы страны».



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"