Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛЬШИ И ТВОРЧЕСТВО ФРИДЕРИКА ШОПЕНА, часть 2

Однако не одни лишь соотечественники преклонялись перед великим польским композитором. Другой гениальный музыкант XIX столетия Ференц Лист посвятил ему целую книгу, в которой есть такие строки: «Шопен! Нежный гений гармонии! Какое сердце, его полюбившее, какая душа, с ним сроднившаяся, не дрогнет, услышав его имя, как при воспоминании о каком-то высшем существе, с которым посчастливилось встретиться! Но как бы ни скорбели о нем все артисты и многочисленные друзья, позволительно сомневаться, настал ли уже момент всеобщей верной оценки по достоинству того, чью потерю мы так исключительно остро чувствуем, и уяснено ли высокое место, какое готовит для него будущее.

Если в жизни часто подтверждалась истина, что нет пророка в своем отечестве, то не верно ли также и то, что люди будущего, те, кто его предчувствуют и приближают своими творениями, не бывают признаны пророками своей эпохой?. И правда, разве могло бы быть иначе?. Не возносясь в сферы, где разум должен был бы, до известной степени, служить порукой опыту, осмелимся утверждать, что в области искусств всякий гений новатор, всякий автор, который, оставляя идеалы, типы, формы, питающие и восхищающие его современность, ставит новый идеал, создает новые типы и неведомые формы, раздражает современное ему поколение. Только последующее поколение поймет его мысль, его чувство. Только времени дано порою выявить всю красоту и все значение новых вдохновений и форм».

Такое суждение о творчестве Шопена не случайно ведь при всех несомненных различиях то были композиторы во многих отношениях родственные, принадлежавшие к одному художественному направлению романтизму. Долгое время они жили в одном городе Париже, где Шопен постоянно встречался не только с Листом, но и с другими музыкантами, поэтами, писателями, художниками, творчество которых развивалось в русле того же направления или по крайней мере было связано с ним, с Берлиозом, Мейербером, Россини, Гейне, Мицкевичем, Гюго, Бальзаком, Жорж Санд, Делакруа, кисти которого принадлежит замечательный потрет композитора.

Но и в Париже польский музыкант продолжал идти своим путем, и в Париже его не покидала мысль о родине. Как и его друг поэт Адам Мицкевич, Шопен стал гениальным выразителем национальноосвободительных идей, воодушевлявших лучших людей Польши. И естественно, что, рассказывая о жизни, о страданиях и радостях своего народа, композитор говорил на языке, родном для него. С раннего детства Шопен узнал и полюбил польский фольклор и впоследствии необычайно тонко, изысканно и органично привносил его во все свои произведения.

Вслушиваясь в музыку Шопена, нельзя не почувствовать ее родства с польской народной музыкой. Это прежде всего относится к чудесным шопеновским мелодиям. Шопен один из величайших мелодистов в истории музыкальной культуры. И несомненно, мгновенно ощущаемое своеобразие его мелодики во многом обусловлено именно ее национальным колоритом. В самых различных сочинениях композитора легко улавливаются интонации и ритмы, характерные для польских народных мелодий. Слушая Шопена, нетрудно заметить, как естественно сплетаются у него различные типы мелодических интонаций: одни мягкие, плавные, заставляющие вспомнить человеческое пение; другие декламационные: кажется, что слышишь человеческую речь то взволнованную, патетическую, то ласковую и нежную; наконец, третьи подвижные, часто прихотливые, капризные, их можно назвать интонациями инструментальными. Даже обогащение певучих мелодий изящными мелодическими узорами, столь характерное для Шопена, очень типично и для польского народного искусства для песен и для тех инструментальных наигрышей, которыми деревенский скрипач сопровождает танцы на сельской гулянке.

Хотя творчество Шопена бесспорно принадлежит к романтическому направлению в искусстве, ему определенно присущи и черты классицизма, ибо богатство пламенных эмоций сочетается у него с предельной ясностью замысла, с четкостью и законченностью формы. Причем строгая логика развития мысли, стройность архитектоники присущи не только его произведениям, написанным в традиционных жанрах, сонатам, концертам, но и его новаторским, истинно романтическим опусам балладам, ноктюрнам, экспромтам.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"