Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛЬШИ И ТВОРЧЕСТВО ФРИДЕРИКА ШОПЕНА, часть 3

Подавляющее большинство произведений Шопена предназначено для одного инструмента фортепиано. То было суровое, но мудрое самоограничение композитора, который хорошо понимал особенности своего дарования. «Мое настоящее дело фортепианная музыка», сказал он однажды Адаму Мицкевичу. Конечно, это было связано и с тем, что сам Шопен был превосходным пианистом. Его концертная деятельность стала новым этапом в истории польского исполнительского искусства. Выступления Шопенапианиста поражали и соотечественников, и зарубежных слушателей. В то время как многие пианисты того времени стремились произвести впечатление на слушателей бравурным блеском своей игры, громом пассажей и виртуозностью, превращавшейся в самоцель, Шопен хотел «увлечь большую аудиторию музыкой как музыкой». Такие слова мы находим в рецензии на первый концерт Шопена в Вене, куда он приехал в августе 1829 года. Когда Роберт Шуман услышал в исполнении автора шопеновские вариации на тему Моцарта из оперы «Дон Жуан», то, потрясенный, он написал: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»

До тонкостей зная фортепиано и беззаветно любя его, Шопен нашел у него такие возможности, каких до него никто не находил. Обогатив фортепианную музыку новым художественным содержанием, новыми музыкальными образами, он открыл целую палитру неслыханных ранее фортепианных звучаний, широко раздвинул рамки пианистической техники. Когда слушаешь Шопена в исполнении большого пианиста, начинает казаться, что фортепиано обладает выразительностью человеческого голоса. Здесь несомненно сказалась и та любовь, которую Шопен всегда питал к вокальной музыке, особенно к народной песне и к опере.

В фортепианной «инструментовке» произведений польского композитора имеют значение и мелодика, и смена гармоний, и своеобразная шопеновская полифония, при которой основная мелодия обрастает дополнительными мелодическими голосами, имеющими вместе с тем самостоятельное мелодическое значение. Шопен не терпел внешней эффектности, и его музыка, при изумительном богатстве фортепианного письма, всегда остается ясной, простой, лишенной всякой звуковой мишуры.

В большинстве лучших сочинений Шопена можно предполагать конкретные программные замыслы: настолько осязаемо рельефны созданные им художественные образы. О программном содержании его сочинений дают право говорить и дошедшие до нас рассказы близких Шопену людей. Характерно, что почти всегда они связаны с польской жизнью, с польской историей, с образами польской поэзии. Известно, например, что первая баллада (соль минор) написана под впечатлением поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод» ; поэма эта представляет собой патриотическую повесть о борьбе поляков и литовцев с немцами. Вторая баллада (Фа мажор) вдохновлена другой поэмой Мицкевича «Свитезянка».

Некоторые и притом очень важные жанры в наследии Шопена выросли непосредственно из польских национальных танцев из полонезов и мазурок.

Полонез (в переводе на русский язык это слово означает «польский») старинный, торжественный танец. Уже задолго до Шопена писались и полонезытанцы, и концертные пьесы, называвшиеся «полонезы». Они встречаются не только у польских композиторов, а, например, у Баха и Моцарта. Но и в Польше у Шопена был предшественник, много работавший в этом жанре, Огиньский.

Однако Шопен создает совершенно новый вид полонеза. Это не танцы и не концертные пьесы в танцевальной форме. Это целые эпические поэмы, в которых воскресает прошлое Польши, звучит скорбь о ее страданиях. Но не об одном прошлом рассказывает здесь музыка Шопена. Хорошо сказал Ференц Лист: «В некоторых полонезах Шопена слышится как бы твердая, тяжелая поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека. По временам чудится, что проходят мимо блестящие группы, наподобие тех, что рисовал Паоло Веронезе. Воображение одевает их в роскошные костюмы прошлых столетий: тяжелая золотая парча, венецианский бархат, атлас, затканный цветами, мягкие бархатистые соболя, рукава, свободно отброшенные на плечо, сабли с золотой насечкой, блестящие драгоценности. Эти группы выделяются на бесцветном фоне минувших времен.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"