Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛЬШИ И ТВОРЧЕСТВО ФРИДЕРИКА ШОПЕНА, часть 4

Без рассказов стариков, поныне носящих старинный национальный костюм, и их показа нельзя было бы представить себе все многообразие нюансов и выразительную мимику при исполнении полонеза, который в давние времена скорее «представляли», чем танцевали».

И все же, повторим не только воспоминания о старине запечатлелись в полонезах: в них звучит обращенный к соотечественникам призыв к борьбе за свободу Польши, которая должна вновь обрести единство и независимость.

При общем эпически-величавом тоне шопеновские полонезы чрезвычайно разнородны. К примеру, в полонезе Ля мажор могучие, героические фанфары звучат как победный марш, а в полонезе до минор суровая и скорбная музыка вызывает в воображении картину траурного шествия, печальных и вместе с тем торжественных похорон героя. Полонез же Лябемоль мажор производит впечатление красочного и монументального живописного полотна, прославляющего мужественный, сильный духом народ Польши.

Патриотическим чувством одухотворены и мазурки Шопена, но в них оно получает иное претворение. Прихотливые, капризные ритмы и интонации польских танцев мазура, куявяка и оберека звучат в шопеновских мазурках, придавая им подлинно национальный характер. Некоторые мазурки воспринимаются как картинки из польской жизни. Фортепиано имитирует в них звучание народных инструментов. До тонкостей постигнув мелодику и гармонический стиль родного фольклора, Шопен с потрясающим мастерством воспроизводит их в своих мазурках, превращая этот танец, неизменно звучавший на деревенских праздниках, в истинную жемчужину профессионального искусства. Таковы, например, мазурки До мажор (ор. 24 № 2) и Ми мажор (ор. 6 № 3).

Наконец, едва ли не самая большая группа мазурок это лирические, а иногда и драматические поэмы, впитавшие в себя ритмы и интонации народных танцев. Вспоминая ляминорную (ор.17 № 4), додиезминорную (ор.ЗО № 4) или сольдиезминорную (ор.ЗЗ № 1) мазурки, трудно отказаться от удовольствия вновь процитировать Листа: «В Польше во время мазурки часто решается судьба всей жизни: закрепляются сердечные связи, даются вечные обеты, родина вербует здесь своих мучеников и героинь. В этой стране мазурка не только танец, она род национальной поэмы, назначение которой, как у всякой национальной поэзии побежденного народа, передать пламень патриотических чувств под прозрачным покровом народной мелодии. Отсюда понятно, что в большинстве их и в музыке и в словах, с нею связанных, звучат два мотива, доминирующих в сердце современного поляка: радость любви и меланхолия опасений.

Шопену на редкость удались вдохновенные создания этого рода, и он наделил их всеми сокровищами своего мастерства и стиля. Шлифуя их тысячью граней, он выявил весь скрытый в этих алмазах блеск. Впрочем, где иначе, как не в рамках этого танца, широко открытого для всякой выдумки, для всяческих намеков, где столько непосредственного порыва, пламенного энтузиазма, немых молитв, его личные воспоминания лучше помогли бы ему создать поэмы, нарисовать картины, передать эпизоды, поведать горести, которым суждено было прозвучать далеко за пределами его родины и сопричислиться к идеальным образцам блистательного искусства?».



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"