Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛЬШИ И ТВОРЧЕСТВО ФРИДЕРИКА ШОПЕНА, часть 5

Еще один танцевальный жанр, представленный в творчестве Шопена, это вальс. Вальсы Шопена тоже концертные пьесы, а не аккомпанемент к танцу. В развитии этого жанра композитор делает следующий шаг по пути, намеченному Шубертом и Вебером. Среди вальсов Шопена есть блестящие, виртуозные, есть изящные, мягкие, а есть и такие, которые, подобно некоторым мазуркам, превращаются в лирические поэмы.

В такой же мере далеки от узкоприкладных целей (в данном случае учебнопедагогического характера) этюды, превращающие те или иные технические приемы в средство выражения подлинно художественного замысла. Шопен, по существу, создал жанр концертного фортепианного этюда.

Этюды Шопена чрезвычайно разнородны и по техническим заданиям, и по эмоциональному содержанию. Наряду с лирическими и изящнограциозными этюдами (такими, например, как фаминорный, додиезминорный и мибемольминорный) есть этюды, которые хочется назвать фортепианными драматическими поэмами. Среди них выделяются оба доминорных этюда, созданных в 1831 году, и грандиозный ляминорный этюд. Национальный же характер музыки Шопена особенно ярко выражен в медленном Мимажорном этюде.

Пожалуй, вершиной творческих достижений Шопена в области фортепианной миниатюры явились его прелюдии, написанные, подобно прелюдиям Баха из «Хорошо темперированного клавира», во всех 24 тональностях. Из вступления к какомулибо более крупному музыкальному произведению таково было назначение прелюдий до Шопена он превратил их в свободные по форме, самостоятельные, законченные пьесы, насыщенные мыслью и чувством, в которых выразительность и художественное совершенство сочетаются с краткостью изложения.

Среди этюдов и прелюдий тоже немало таких, которые отражают чувства и переживания, связанные с мыслями о родине. Вспомним знаменитый «Революционный» этюд до минор ор.10 № 12 или прелюдию ре минор № 24, явившиеся откликами на крушение польского восстания.

К числу очень популярных произведений Шопена принадлежат его ноктюрны, в которых мир чувств и переживаний человека обычно показан в слиянии с образами природы. (Таков же замысел еще одного сочинения Шопена, близкого ноктюрнам, «Баркаролы». ) Жанр ноктюрна создал ирландский композитор Джон Фильд (который, между прочим, несколько лет жил в России и был учителем Глинки). Но лишь Шопен сумел широко раскрыть разносторонние художественные возможности романтического жанра «ночной музыки» так можно перевести слово «ноктюрн». Ноктюрны польского композитора отличаются разнообразием эмоционального содержания, поэтичностью и красотой мелодий.

Порой они превращаются в целые лирические поэмы (ноктюрны до минор, Ребемоль мажор).

К ноктюрнам приближаются по содержанию и характеру экспромты, превосходя их по масштабам.

У Шопена есть и крупные, многочастные произведения, но их немного. Огромной популярностью пользуются два его юношеских концерта, окрашенные в светлые, лирические тона. Теплота, сердечность и вместе с тем страстная взволнованность, пылкость, нежная мечтательность и стремительный порыв бесконечная гамма чувств, душевных движений выражена в этой музыке.

Из трех фортепианных сонат Шопена особое признание выпало на долю второй сонаты сибемоль минор. Ее часто сравнивают с классической трагедией. И действительно, подобно лучшим образцам этого жанра, она поражает глубиной художественного замысла и необычайным совершенством его воплощения. По колоссальной силе вдохновения и воздействия, оказываемого на слушателя, Шопен предстает здесь истинным преемником Бетховена. Полную трагических контрастов первую часть сонаты сменяет скерцо. Но и в нем господствуют драматические образы, оттеняемые лирикой срединного эпизода. Третья часть знаменитый Похоронный марш смысловой центр всего сонатного цикла. С поистине гениальной силой воплощает здесь Шопен образ смерти, тему гибели народа, крушения его надежд. И наконец, финал мрачный, стремительный вихрь, в котором знаменитый пианист Антон Рубинштейн видел «изображение ветра, бесконечными струями проносившегося одинаково над могилами героев и безвестно павших в бою воинов». С беспощадной правдивостью рисует Шопен картину трагического поражения, безысходного горя. Недаром едва ли не во всех странах мира Похоронный марш из сибемольминорной сонаты звучит как музыка, сопровождающая траурное шествие, погребальную церемонию.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"