Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЕНГРИИ И ТВОРЧЕСТВО ФЕРЕНЦА ЛИСТА, часть 2

Стиль вербункош очень яркий, патетичный, импровизационный. Мелодика произведений, написанных в этом стиле, изобилует орнаментикой, синкопами, пунктирным ритмом, особенно часто встречающимися в оборотах, которые называются «кадансами со шпорами». Благодаря использованию минорного лада с двумя увеличенными секундами его иногда называют «венгерской» или «цыганской гаммой» возникает напряженное звучание. Цыгане сыграли очень заметную роль в распространении венгерского городского музыкального фольклора. Его исполняли скрипачи-виртуозы в цыганских оркестрах, нередко в сопровождении цимбал.

Едва ли не самым знаменитым среди цыганских музыкантов стал Янош Бихари, который, по имеющимся сведениям, создал, пожалуй, самое известное произведение в стиле вербункош «Ракоцимарш», ставший гимном революции 1848 года.

Стиль вербункош был чрезвычайно популярен в Европе. Его отголоски звучат в произведениях Гайдна и Бетховена, Шуберта и Брамса. Не только австрийские и немецкие композиторы, жившие неподалеку от Венгрии, увлекались вербункошем, но французский композитор Берлиоз тоже был его горячим поклонником: он создал всемирно знаменитую оркестровую транскрипцию этого марша и включил его в свою «драматическую легенду» «Осуждение Фауста». И уж конечно, на стиль вербункош широко опирались основоположник венгерской национальной оперы Ференц Эркель и один из величайших представителей вен

На фоне европейской музыкальной жизни XIX столетия образ Ференца Листа выделяется яркой и громадной фигурой. Его широкое, общеевропейское значение, его гигантская энергия, неутомимая и многогранная деятельность крупнейшего композитора, непревзойденного пианиста, замечательного дирижера и педагога, великого организатора музыкальной жизни, интереснейшего музыкального писателя и критика, неустанного покровителя молодых дарований не могут не поражать и, безусловно, вызывают огромное уважение.

Личность Листа и его деятельность чрезвычайно интересны и потому, что они тысячами нитей неразрывно связаны с мощным потоком музыкальной жизни в разных европейских государствах.

Вместе с тем Лист стал ярчайшим выразителем дум и чаяний своего народа, певцом своей родины. И более того, именно ему удалось вывести Венгрию «на авансцену» европейского искусства и познакомить другие народы с музыкальной культурой своего отечества.

На протяжении всей жизни Лист был страстным приверженцем романтизма. Многие его литературные сочинения и письма можно с полным правом назвать манифестом романтизма, ибо в них Лист провозгласил его сущность важные эстетические и этические максимы.

Он был прирожденным борцом и по своему художественному темпераменту, и по своему характеру. Ни общественные потрясения, ни личные невзгоды не могли укротить его пламенную, недюжинную натуру. Он отважно защищал все талантливое и новое в искусстве, глубоко ценил творческое созидание и неизменно устремлялся к тем, кто нуждался в его помощи.

К тому же Лист обладал редкой проницательностью и восприимчивостью и шел навстречу молодым дарованиям, всегда ожидая от них смелых открытий и поддерживая их на пути к новому, неизведанному. Тревогой за судьбу коллег, горячим сочувствием к ним проникнуты статьи Листа, опубликованные под общим названием «О положении художников и об условиях их существования в обществе». Он призывал музыкантов объединиться в общий братский союз. И эту мечту ему удалось осуществить, когда, прервав шумную, богатую триумфами жизнь артиставиртуоза, покинув блистательный Париж, куда он всегда возвращался после своих скитаний по свету, Лист поселился в Германии, в Веймаре, городе Гёте и Шиллера. Здесь вокруг композитора сплотилась группа музыкантов, образовавшая Всеобщий немецкий музыкальный союз. Возглавив его, Лист превратил эту маленькую столицу одной из немецких земель Тюрингии в крупнейший культурный центр Европы. Сюда из разных стран к Листу стекались ученикипианисты, с которыми он занимался бесплатно. Здесь он исполнял и ставил на оперной сцене произведения близких ему по духу современных композиторов Вагнера, Берлиоза, Шумана и композиторовклассиков.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"