Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЕНГРИИ И ТВОРЧЕСТВО ФЕРЕНЦА ЛИСТА, часть 3

Жизнь Листа была очень долгой и удивительно насыщенной. Она совпала со сложным периодом в истории Европы, отмеченным яркими общественными подъемами, приводившими к революционным потрясениям, и не менее крутыми спадами, сопровождавшимися тяжелейшей реакцией. И самому Листу также довелось испытать взлеты и падения, надежды и разочарования, бурное кипение страстей и тягостные сомнения. Он то блистал в светских салонах, словно магнитом притягивая к себе толпы поклонников, то погружался в пучины религиозного мистицизма, ища уединения в церковной обители. Редкое жизнелюбие, пьянящий восторг от творений природы, искусства неожиданно сменялся у него разъедающим душу, поистине мефистофельским скепсисом, а годы неуемной, кипучей работы периодами глубоких философских размышлений. Увлечение созерцательной романтикой Ламартина уживалось у Листа с восхищением вольнолюбивым, деятельным романтизмом Гюго. Ему был близок и энергичный, целеустремленный, обладавший недюжинной натурой герой Бальзака, и утонченный, нежный, страдающий от жестокости бытия герой Гейне поэта, который острее, чем кто-либо другой, выразил раздвоенность и надломленность молодых людей XIX века. В своих «Путевых картинах» Гейне писал: «Ах, дорогой читатель, если уж ты хочешь сокрушаться об этой надорванности, то уже лучше сокрушайся о том, что весь мир надорван по самой середине.

А так как сердце поэта центр мира, то в наше время оно тоже должно самым плачевным образом надорваться. Кто хвалится, что сердце его осталось цельным, тот признается только в том, что у него прозаичное, далекое от мира, припрятанное в уголок сердце».

Лист вовсе не прятался от мира. Напротив, он смело окунался в самую гущу жизни. Вся его необъятная, многосторонняя деятельность была подчинена одной великой цели воспитанию человека, на которого музыка в союзе с другими искусствами может оказывать колоссальное воздействие. А потому композитор постоянно стремился к созданию свободной от надоевших штампов и трафаретов музыки. Но кроме того, вся его жизнь была пронизана пафосом просветительства. В нем он видел общественный долг художника, его миссию перед обществом.

Своеобразным «проводником» музыкального сочинения к слушателям Лист считал литературную программу, которая, по его убеждению, способствует полноценному восприятию содержания инструментальной музыки. Для Листа это было особенно важно, ибо он стремился воплощать новые, передовые идеи своего времени, бесконечно обогащая и расширяя средства музыкальной выразительности.

Композиторское наследие Листа поистине неисчерпаемо. Он отдал дань почти всем музыкальным жанрам. Но доминируют в нем произведения для фортепиано, которые невероятно разнообразны: от монументальной «фаустовской» сонаты си минор и блистательных, театральных по складу концертов до мелких танцевальных пьес, от грандиозных циклов (Этюды, «Годы странствий», Венгерские рапсодии) до легких переложений, от декоративнотеатральных фантазий и парафраз до интимнейших лирических миниатюр, таких как «Утешения» или «Ноктюрны».

О фортепианных сочинениях Листа можно было бы написать тома, на страницах же этой книги мы расскажем лишь об одном произведении, но таком, над которым композитор работал большую часть своей жизни. Речь пойдет о цикле «Годы странствий».

В 30е годы Лист пишет ряд пьес, связанных с швейцарскими впечатлениями, и примерно в 1840 году выпускает в свет сборник из семи пьес под общим названием «Первый год странствий. Швейцария». Затем возникает еще группа сочинений, получившая название «Цветы альпийских мелодий», и в 1842 году автор публикует все произведения в одном сборнике под общим заглавием «Альбом путешественника». Очень многим пьесам композитор предпослал эпиграфы из поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» и из романа Сенанкура «Оберман». В предисловии к «Альбому» Лист разъясняет цели и характер данного издания и обосновывает принцип программности, по его мнению, необычайно важный для музыкального искусства. Музыку композитор считает средством выражения самых сокровенных чувств и мыслей человека, а в единстве музыки с поэзией и живописью видит путь к обновлению искусства.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"