Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЕНГРИИ И ТВОРЧЕСТВО ФЕРЕНЦА ЛИСТА, часть 4

Одновременно, уже с конца 30х годов, он начинает сочинять пьесы, составившие впоследствии знаменитый цикл «Второй год странствий. Италия». Так Лист последовательно воплощает свою новаторскую идею создания программного цикла фортепианных пьес, отображающих впечатления, чувства, переживания, размышления, возникающие во время путешествий художника по дорогим для него местам. Лист неоднократно возвращался к уже написанным пьесам, перерабатывал и шлифовал их.

Сборник «Первый год странствий» открывается пьесой «Часовня Вильгельма Телля», которую предваряет краткий эпиграф: «Один за всех, все за одного». Он воспроизводит девиз швейцарских кантонов в борьбе за национальное освобождение и объединение. Заглавие пьесы свидетельствует о том, что автор написал ее под впечатлением от известной часовни Вильгельма Телля на берегу Фирвальштетского озера. Но эпиграф позволяет понять более глубокую основу содержания этого произведения, в котором воплощается идея борьбы народа за свою независимость и достоинство. Величественная, торжественная музыка воспринимается как гимн свободе, счастью, как выражение любви к отчизне, к родной природе.

Иной характер носят пьесы, включенные Листом в цикл «Второй год странствий». Большинство из них посвящено шедеврам итальянского искусства. К примеру, пьеса «Обручение» написана под впечатлением от знаменитой картины Рафаэля, изображающей бракосочетание Иосифа и Марии. Композитору с редким мастерством удалось передать не только общее настроение храма и свадебного обряда, но и музыкальный колорит действия: все наполняющую, все пронизывающую колокольную звучность.

Центральное место в итальянском цикле, несомненно, занимают «Три сонета Петрарки». С глубокой человечностью воспевает Лист любовь, передавая в своей музыке порыв и смирение, блаженство и страдание, нежность и страсть.

В 1861 году автор издает еще один небольшой цикл, являющийся продолжением «Второго года странствий», «Венеция и Неаполь». В нем три пьесы. Первая «Гондольера» написана на основе песни Перукини «Блондинка в гондоле». Во второй «Канцоне» использована песня гондольера из оперы Россини «Отелло». Наконец, третья «Тарантелла» выросла из подлинных неаполитанских народных мелодий, услышанных композитором во время его пребывания в Италии.

Незадолго до смерти, в 1883 году, Лист издал еще один фортепианный цикл, озаглавленный «Третий год странствий». Слушая его, явственно ощущаешь, что композитора по-прежнему волнуют картины природы, произведения искусства, но восприятие его все больше окрашивается религиозным чувством. Да и сам выбор тем свидетельствует об эволюции в мировосприятии художника. Среди пьес данного цикла мы видим «Похоронный марш», «Sunt lacrimae rerum» сочинение «в венгерском стиле», проникнутое безрадостными настроениями.

Меняется и музыкальный стиль композитора. Если раньше он отличался монументальностью, стихийной силой, резкими контрастами, то теперь становится сдержанным, утонченным. На первый план здесь выдвигается красочное, колористическое начало, преобладают вибрирующие, словно мерцающие созвучия. Замечательным образцом такого позднего, предвосхищающего музыкальный импрессионизм стиля Листа становится его пьеса «Фонтаны виллы д'Эсте». Таким образом, в цикле «Годы странствий» находит отражение эволюция и философских, эстетических взглядов художника, и его музыкального стиля, и пианизма.

Не один десяток лет работал Лист и над грандиозным циклом своих Венгерских рапсодий, которые принадлежат к числу его самых популярных фортепианных произведений. С исключительной силой запечатлел здесь автор картины народной жизни своей родины, воплотил многие характерные особенности венгерской музыки XIX века, и прежде всего стиля вербункош.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"