Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЕНГРИИ И ТВОРЧЕСТВО ФЕРЕНЦА ЛИСТА, часть 5

Лист, по существу, явился создателем жанра рапсодии, которую он трактовал как виртуозное произведение, основанное на контрастном сопоставлении двух разделов: медленного свободного, импровизационного, быстрого вариационного. В медленных частях мелодика обычно отличается речитативным складом, изобилует украшениями. Слушая эту музыку, представляешь себе то народного сказителя, ведущего неторопливое эпическое повествование, то гордых рыцарей, величаво выступающих в романтически-приподнятом, торжественном танцешествии. Быстрые же части рисуют картины народного веселья, огневые пляскичардаши. Композитор мастерски передает здесь звучание цимбал и скрипок. Среди девятнадцати Венгерских рапсодий особой популярностью пользуются Вторая, Шестая, Двенадцатая, Четырнадцатая, которые входят в репертуар многих прославленных пианистов мира.

Наряду с фортепианными к наиболее самобытным и новаторским произведениям Листа принадлежат его симфонические сочинения. В них ярче проявило себя характерное для композитора стремление к синтезу с другими искусствами, к созданию программных произведений. Образы античных мифов (симфонические поэмы «Прометей» и «Орфей»), образы шедевров мировой литературы («Фаустсимфония» и «Тассо» по Гёте, «Дантесимфония» по «Божественной комедии» Данте, «Мазепа» и «Что слышно на горе» по Гюго, «Гамлет» по Шекспиру, «Идеалы» по Шиллеру, «Прелюды» по Ламартину), образы изобразительного искусства («Битва гуннов» по Каульбаху, «От колыбели до могилы» по Зичи), наконец, образы родины («Венгрия», «Плач о героях») все это нашло претворение в симфонических опусах Листа.

При всем разнообразии сюжетов и героев рельефно выделяются главные темы, которые воплощает здесь композитор, величие человека и его деяний, страстное стремление к свободе и счастью, непременное торжество добра и справедливости, исцеляющее воздействие искусства, способствующее совершенствованию человечества. В симфонической музыке Листа, как и в фортепианной, программность носит не последовательносюжетный, а обобщенный, философский характер.

Одной из лучших симфонических поэм Листа считается «Тассо». Композитор обратился в ней к судьбе Торквато Тассо (1544 1595) итальянского поэта, более всего прославившегося своей поэмой «Освобожденный Иерусалим». Произведение это, содержащее фантастическое повествование о подвигах и приключениях рыцарей-крестоносцев, вошло в «золотой фонд» мировой литературной классики и послужило сюжетной основой для опер Монтеверди, Люлли, Генделя, Глюка, Мысливечка, Россини, Дворжака.

Не за преступную любовь к принцессе Леоноре, о которой повествует посвященная итальянскому поэту драма Гёте, а за смелые, разоблачительные речи Тассо по велению герцога Феррарского был объявлен безумным, закован в кандалы и брошен в темницу на несколько лет, окончательно подорвавших его здоровье. Но над всеми испытаниями и даже над смертью торжествуют высокие идеи справедливости и гуманизма, воплощенные в нетленных творениях искусства.

Именно эту мысль хотел выразить в своем сочинении Лист, сам познавший горечь зависимости от титулованных деспотов.

Симфоническая поэма «Тассо» была написана к столетию со дня рождения Гёте и впервые исполнена

Торквато итальянский поэт под управлением Листа.

августа 1849 года в качестве увертюры к поставленной в этот день в Веймарском театре драме Гёте «Торквато Тассо». В предисловии к своей партитуре автор писал: «Горестная участь этого несчастнейшего из поэтов потрясла и увлекла воображение двух гениальных поэтов нашего времени Гёте и Байрона. Однако Байрон, повествуя нам о стенаниях Тассо в темнице, не присоединил к воспоминанию о его смертельной скорби, столь благородно и столь красноречиво выраженной в «Жалобе», воспоминания о триумфе, который медлительная, но непобедимая Справедливость принесла рыцарственному автору «Освобожденного Иерусалима». Мы же хотели подчеркнуть этот контраст даже в названии нашего произведения (поэма Листа имеет подзаголовок «Жалоба и триумф». Е.Г.) и стремились воплотить в нем образ героя, подвергающегося преследованиям на протяжении своей жизни, но лучами своей посмертной славы испепеляющего своих гонителей. Тассо любил и страдал в Ферраре; он был отмщен в Риме; его слава поныне жива в народных песнях Венеции. Эти три обстоятельства неотделимы от бессмертной памяти о нем. Чтобы отразить их в музыке, мы вызвали вначале великую тень героя, поныне скитающуюся по лагунам Венеции; затем его гордый и опечаленный облик мелькнул перед нами, глядя на празднества Феррары, где он создал свои дивные творения; наконец, мы последовали за ним в Рим, в «вечный город», увенчавший его лаврами и прославивший в нем мученика и поэта».



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"