Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НОРВЕГИИ И ТВОРЧЕСТВО Э.Грига

Несомненно, его творчество было подготовлено многовековым развитием фольклора родной страны. Эволюция же профессионального искусства протекала здесь заторможенно. Быть может, это объяснялось тем, что Норвегия с 1380 года находилась под властью Дании. Народное творчество не изучалось, государственным языком считался датский. Только в 1814 году Норвегия отделилась от Дании, но еще не стала независимым государством: ведь она входила в унию со Швецией. Напомним, что это было объединение двух государств под эгидой одного монарха, в данном случае шведского короля, во власть которому и была отдана Норвегия.

Борьба за независимость, суверенность норвежского государства продолжалась долго и велась в разных областях экономической, политической, культурной. Национальный подъем в сфере культуры проявлялся по-разному: началось изучение богатейшего отечественного фольклора, народного эпоса, в середине XIX столетия вышли в свет впервые грамматика и словарь норвежского языка, самобытный характер стала приобретать норвежская литература, поднялось движение за создание национального театра.

Раньше в Норвегии ставились произведения в основном датских драматургов, спектакли шли на датском языке. Теперь норвежская интеллигенция не желала мириться с таким положением, и в борьбу за национальную сцену вступили многие художники Норвегии.

Не остался в стороне и знаменитый скрипач, композитор Уле Булль. Вернувшись на родину после долгих странствий, он с головой окунулся в работу. В своем родном городе Бергене Булль сплотил вокруг себя энтузиастов, организовал Национальный театр. Возглавил театр великий норвежский поэт, писатель и драматург Генрик Ибсен.

Как и театр, и литература, профессиональное музыкальное искусство Норвегии на протяжении многих веков никак не могло обрести национальной самобытности. Норвежские музыканты постоянно испытывали воздействие композиторских школ, сложившихся в иных странах, французской, нидерландской, немецкой, итальянской.

Лишь с конца XVIII века выдвигается семья Линнеманов «норвежских Бахов», из которой вышло несколько поколений органистов и композиторов. В начале XIX столетия в связи с национальноосвободительным движением обрели популярность норвежские патриотические песни; позднее вышли сборники народных песен и их обработок. В середине же века в Норвегии начала формироваться национальная музыкальная школа. Среди ее основоположников создатель норвежского романса Х.Хьерульф, уже упоминавшийся нами виртуозный скрипач и композитор У.Булль, выдающиеся композиторы и дирижеры Р.Нурдрок и Ю.Свенсен. Деятельность этих музыкантов подготовила почву для творчества Эдварда Грига, возглавившего национальноромантическое направление в норвежской музыке.

Народ Норвегии уже в давние времена сложил легенды, зовущие нас в фантастический мир, населенный гномами, троллями, эльфами, великанами, бабочками. Нередко в этих поэтичных сказках говорится о тех красивых напевах, прихотливых танцах, чудесных наигрышах, звуки которых раздаются в горах Норвегии.

Могучий дух обитает в горах,

И голос его свободный

Звучит с колыбели в наших сердцах

И в чуткой душе народной.

Тот ласковый голос, глубокий, родной,

Как говор листвы, как ручей лесной,

Живое эхо свободы

Он будит в душе народа.

Он песни знакомой мотив родной.

Он повесть и он же сказанье,

Он горе смягчает в груди больной,

Он счастью дает сиянье,

Он память о прошлом, он сила любви,

Он честь и геройство в нашей крови,

Он в самом далеком скитанье

Звезды путеводной сиянье!

Эти стихи Генрика Ибсена точно и всеобъемлюще отражают образный мир, запечатленный в произведениях Эдварда Грига.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"