Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НОРВЕГИИ И ТВОРЧЕСТВО Э.Грига, часть 3

Мощными аккордами рояля открывается первая часть. Звучит характерный норвежский оборот: начинаясь с тоники в высоком регистре, мелодия движется вниз по седьмой и пятой ступеням тональности, а потом мощным потоком устремляется вниз. Бурный пассаж охватывает весь диапазон рояля и вдруг в среднем регистре возникает спокойная, задумчивая, лирическая тема. Однако постепенно и она обретает взволнованный характер, широкое, насыщенное звучание. Но вновь контраст появляется остроритмичный народный наигрыш, потом задушевная, сердечная песня. Как восторженный, романтический апофеоз воспринимается виртуозная каденция солиста, в которой мягкая, скромная основная тема преображается в торжественный, полнозвучный гимн.

В совершенно иной мир переносит слушателя вторая часть концерта. Перед мысленным взором предстает суровый северный край, где родился Григ. Оркестровая тема звучит неспешно, сдержанно, как задумчивое повествование о давно минувших днях. К ней присоединяется партия рояля, спокойное развитие которой напоминает струящийся ручей. Но вскоре динамика нарастает, и звучит восторженная, светлая песнь вдохновенный гимн родной природе. Постепенно все замирает, словно растворяется в наступившей тишине. А буквально через мгновение в оркестре возникает еле слышная ритмическая пульсация и начинается финал праздничный, ликующий, напоминающий бурную народную пляску. Мелодии одна лучше другой сменяют друг друга, и наконец торжественная, радостная песнь венчает все это прекрасное сочинение.

Едва ли не самым известным произведением композитора стали две его сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».

Генрик Ибсен уже давно был любим и знаменит в Норвегии. Его пьесы «Кукольный дом», «Столпы общества»,

«Комедия любви», «Брант», «Строитель Сольнес» завоевали всемирную известность.

Герои Ибсена обычно люди смелые, сильные, целеустремленные. Драматург нередко обращался к историческим событиям, к древним скандинавским сагам. Вот и образ героя драмы «Пер Гюнт» писатель взял из норвежского фольклора, но превратил сказку в философское произведение и социальную сатиру, придав главному герою черты современного ему человека. Его Пер не лишен обаяния, привлекательности, однако он готов идти по любой дороге, лишь бы избежать трудностей; он всегда приспосабливается к тому окружению, среди которого он очутился. А вот невеста Пера Сольвейг, как и в сказке, навечно остается верной, преданной своей любви.

Не все в пьесе Ибсена было близко Григу. Так, он не чувствовал в себе сатирического, обличительного дара, ему оказались чужды сарказм и язвительность, зато вдохновляли картины изумительной природы Норвегии, фантастические лесные сцены и, конечно, эпизоды, в которых запечатлелись чувства и переживания героев любовь и отчаяние, воспоминания и надежды.

Григ долго работал над партитурой к «Перу Гюнту», и спектакль с его музыкой имел колоссальный успех. Из музыки к драме композитор составил две оркестровые сюиты, в каждой из которых по четыре номера. В первой это «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».

«Утро» чудесный музыкальный пейзаж. Светлая, прозрачная мелодия напоминает спокойный, безмятежный пастушеский наигрыш, тем более что играет ее флейта. Но дальше она звучит у разных инструментов, в разных регистрах, в разных тональностях, расцвечиваясь самыми многообразными красками.

Вторая часть «Смерть Озе» контрастна первой.

Скорбная, медленная музыка передает состояние Пера Гюнта, сидящего у тела умершей матери и вспоминающего многие годы, прожитые с ней. Зато следующий номер «Танец Анитры» изящный, грациозный, живой. В пьесе он способствует пляске девушки перед Пером в Аравийской пустыне.

И наконец, завершает сюиту финал «В пещере горного короля». Это марш, который в спектакле звучит в подземном царстве Доврского деда горного короля. В тронном зале его дворца собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером. Приглушенно, как будто издалека, доносится странный, причудливый марш. Начавшись в низком регистре, у контрабасов и фаготов, тема постепенно завоевывает весь оркестр, звучит все громче, увереннее и, наконец, мощно, даже грозно. Движение убыстряется, и музыка переходит в какой-то безумный вихрь. Оркестровая пьеса эта вызывает ассоциации с фортепианной пьесой Грига «Шествие гномов».

Вторую сюиту Григ составил через несколько лет после первой. Лучший номер в ней «Песня Сольвейг».

Однажды на свадьбе Ингрид девушки, влюбленной в Пера, но не замечаемой им и потому с горя выходящей замуж за другого, Пер видит среди гостей прекрасную незнакомку. Тоненькая, с белокурыми косами, она поразила Пера своей красотой, скромностью, застенчивостью. Прошло много времени, и Сольвейг приходит к Перу в избушку, которую он выстроил себе среди дремучего леса; она говорит, что любит его, что из-за него покинула всех своих родных и будет с ним всю жизнь.

Но Пер понимает, что не имеет права быть с Сольвейг, ибо несет на себе груз позорных поступков. Он уходит, а Сольвейг обещает вечно ждать его.

Дивная песня Сольвейг, нежная и задумчивая, разносится по лесу. Аккорды арф сопровождают выразительную мелодию, а сама она звучит как пастушеский наигрыш с мягкими, проникновенными, словно уговаривающими интонациями. «Песня Сольвейг» стала гордостью норвежской музыки, и кажется, что именно ее вспоминал П.И.Чайковский, когда писал о музыке Грига, одного из самых любимых своих композиторов: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик. Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры, повинующейся. напору живого, искреннего художнического чувства. Неудивительно, что Грига все любят, что он везде популярен и что как в Германии, Скандинавии, так и в Париже, Лондоне, Москве и повсюду имя его встречается беспрестанно на всех концертных программах.»



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"