Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Эпоха, о которой нам предстоит рассказать, один из так называемых переломных моментов в истории. Рассматривая этот период в истории зарубежной музыки, вновь убеждаешься в том, что действительно различные культурноисторические ряды всегда сосуществуют в ней, поскольку структура общества динамична и находится в непрестанном развитии.

И впрямь, с одной стороны, в конце XIX столетия продолжалось творчество композиторов, выдвинувшихся в середине или в последней трети века, опиравшихся на традиционные основы музыкального искусства и тесно связанных с наследием своих предшественников. Такими композиторами были французы Венсан Д'Энди и Габриэль Форе, итальянец Джакомо Пуччини, немец Макс Регер, англичанин ВоанУильямс, чех Леош Яначек, норвежец Эдвард Григ, финн Ян Сибелиус, датчанин Карл Нильсен. Часто и не без оснований исследователи проводят параллели между их музыкальными произведениями и литературными сочинениями Ромена Роллана, Анатоля Франса, Бернарда Шоу, Джека Лондона.

Все названные композиторы развивали естественно, каждый по-своему традиции великих предшественников. Одни продолжали линию национальноромантическую, тесно связанную с новым претворением фольклора, народного эпоса. У других преобладал углубленный психологизм, обращение к духовному миру современного человека.

Порой художников такого склада пытались охарактеризовать как «консерваторов», «традиционалистов». Однако, как сказал поэт, «лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье.». На расстоянии прошедших десятилетий все явственнее вырисовываются черты музыкального новаторства композиторов, принадлежащих к этой «ветви» в искусстве на рубеже ХІХХХ столетий. Их поиски нового не носили радикального характера, но тем не менее они ощущаются в образном строе сочинений, в средствах музыкальной выразительности. Правда, новаторские устремления органически сочетаются у таких авторов с неизменным тяготением к традиционной крупной музыкальной форме, к традиционной логике функциональногармонических связей.

С другой стороны, в те же самые годы выдвигаются неизвестные дотоле молодые музыканты, и благодаря им часто возникают новые, поражающие современников своей необычностью художественные течения, сложившиеся именно на рубеже столетий. Во Франции такими музыкантами были Клод Дебюсси и Морис Равель, в Германии Рихард Штраус, в Австрии Густав Малер, в Польше Кароль Шимановский, в Испании Мануэль де Фалья. Новизна и свежесть мысли порождали новую систему образов, подчеркнуто, даже демонстративно новые формы и средства музыкального выражения расширяли ладогармоническую палитру.

Многие композиторы той поры, подобно своим коллегам живописцам, поэтам, боролись за новое искусство не просто из желания отринуть искусство прошлых эпох. Новаторство отнюдь не было для них самоцелью. Они отрицали лишь действительно омертвевшие, ремесленные, «заакадемизированные» явления искусства. Ниспровергая окостеневшее, отжившее свой век, они устремлялись на поиски свежих, самобытных, неизведанных дотоле средств художественного выражения и при этом часто утверждали идеалы своей национальной музыкальной школы.

Важным фактором в эволюции музыкальной культуры оказались величайшие завоевания технического прогресса. Некоторые из новинок радио, кино, грамзапись открыли богатейшие возможности для развития искусства и его широкого распространения в обществе. Нельзя не учитывать и того, что это действительно была переходная эпоха, что обнаруживало себя и в многоплановости условий бытования музыки. Сохранившиеся до начала XX века спектакли в придворных театрах и придворное музицирование сочетались с общедоступными концертами и спектаклями, организуемыми энергичными предпринимателями на «коммерческой» основе, а собрания элитарных кружков, объединявших утонченных эстетов, с любительским музицированием, привлекавшим огромные массы исполнителей и слушателей. Недаром возникли народные консерватории и народные театры во Франции, пролетарские песенные объединения в Германии.

Заметное воздействие на эволюцию музыкального искусства оказывало и интенсивное развитие эстетической мысли. Одним из властителей дум европейской художественной интеллигенции стал немецкий философ Артур Шопенгауэр.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"