Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА, часть 3

В не меньшей мере его захватили стихи французских символистов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. На стихи Верлена написан вокальный цикл Дебюсси «Забытые ариетты» с подзаголовком, обнажающим связь музыки этого композитора не только с поэзией, но и с живописью: «Песенки, бельгийские пейзажи и акварели». В цикл вошли такие сочинения, как «Экстаз», «Слезы моего сердца», «Тень деревьев», «Зелень», «Деревянная лошадка», «Сплин». В те же 80е годы им созданы «Пять стихотворений» на стихи Шарля Бодлера: «Балкон», «Вечерняя гармония», «Игра воды», «Задумчивость» и «Смерть влюбленных».

Утонченность, поэтичность, изысканность, завуалированность эмоционального тонуса, при которой душевная взволнованность скорее угадывается, чем слышится, вот основные черты стиля Дебюсси. Недаром его нередко называют мастером полутонов.

Испытав влияние и русских композиторов (особенно Мусоргского, РимскогоКорсакова), и Вагнера, Дебюсси пришел к созданию оригинального, самобытного стиля. В своих оркестровых произведениях «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Образы», «Море», в опере «Пеллеас и Мелизанда», в фортепианных пьесах, среди которых центральное место занимают две тетради прелюдий, композитор выступил как яркий новатор, который ввел слушателей в новый, непривычный для них мир тончайших оттенков звуковых красок, неожиданных гармонических «пятен», ошеломляющих тембровых находок, естественной вокальной декламации.

Необычность музыкального стиля Дебюсси заключалась во многом в новизне его гармонического языка. В его произведениях очень часто встречаются оригинальные, далекие от традиционных аккордовых последовательностей созвучия и их сочетания. Нарушая складывавшиеся на протяжении столетий законы тяготения неустойчивых звуков и созвучий в устойчивые, они словно «повисают» в воздухе.

Столь же необычна и оркестровка его сочинений прозрачная, «кружевная». Для Дебюсси очень типичны «чистые» тембры, когда мелодию исполняет какой-либо один инструмент скажем, флейта или кларнет. Композитор часто прибегает к причудливым, приглушенным звучаниям, на фоне которых особенно рельефными становятся неожиданные яркие «всплески», появляющиеся и исчезающие буквально в одно мгновение.

И возникает удивительная, характерная именно для Дебюсси звуковая атмосфера, вызывающая ассоциации с картинами Клода Моне, Альфреда Сислея. Недаром одна из фортепианных прелюдий Дебюсси так и называется «Звуки и ароматы в вечернем воздухе реют».

Кстати, фортепианная музыка композитора также изобилует находками и открытиями это и прелюдии, названия которых на редкость поэтичны (к примеру, «Девушка с волосами цвета льна», «Терраса, освещенная лунным светом», «Феи прелестные танцовщицы»), и «Детский уголок», и «Эстампы», и «Бергамасская сюита», и «Остров радости», и «Образы», и еще многие, многие произведения.

Продолжателем направления, открытого Дебюсси, стал Морис Равель, нашедший свою индивидуальную манеру и еще больше расширивший выразительные и колористические возможности музыки. Слушая оркестровые сочинения Равеля «Испанскую рапсодию», хореографическую поэму «Вальс», гениальное, прославившееся на весь мир «Болеро», балет «Дафнис и Хлоя», восхитительный фортепианный цикл «Отражения» и пьесу «Игра воды», понимаешь, что гармонический язык их автора стал гораздо более острым и терпким по сравнению с тем, что характерен для создателя «Моря» и «Пеллеаса и Мелизанды».

Сверкающий оркестровый колорит, «буйство» оркестровых красок, необычных, поражавших современников, и вместе с тем железный ритм, графическая четкость построений, выверенность динамики и форм все это удивительным образом сочетается в произведениях Равеля, в которых раскрывается самобытная натура композитора и его оригинальное, ни на кого не похожее видение, восприятие мира.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"