Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Густав Малер (1860-1911), австрийский композитор

Он вводит вокальные разделы сольные и хоровые. Так, Первая симфония явно связана с циклом «Песни странствующего подмастерья». Его интонации особенно легко угадываются в основной теме первой части, которая воспринимается как своеобразный портрет главного героя сочинения. Зато вступление словно рисует картину пробуждающейся природы. Лендлер предшественник венского вальса положен в основу то жизнерадостной, задорной, то мечтательной, полной обаяния музыки второй части симфонии. А вот третью часть по праву считают гениальным воплощением трагической иронии в музыкальном искусстве: звери в лесу хоронят охотника, лицемерно оплакивая его, и тут же затевают шумные поминки. Сам Малер называл эту часть симфонии «Траурным маршем в манере Калло», ибо работы французского графика XVII столетия Жака Калло часто носили сатирический характер. Стремясь передать в своем сочинении людскую неискренность, лицемерие, Малер обратился к приему музыкальной пародии. В начале части звучит популярный студенческий канон «Братец Мартин», но не в мажоре, как обычно, а в миноре, и потому притворно омраченный. А в середине появляется танцевальный напев с цыганским надрывом и возникает сопоставление лицемерной скорби и вульгарного, циничного веселья. В финале симфонии, поражающем своим страстным, патетическим эмоциональным тонусом, слышится страдание человека, отчаянно сопротивляющегося жестокой судьбе. И вспоминаются творения великого предшественника Малера Бетховена, его музыка, исполненная страдания и борьбы. Величественный гимн природе, дарующей силу и душевную гармонию, венчает Первую симфонию Малера, открывающую грандиозный цикл его замечательных произведений, написанных в этом поистине неисчерпаемом жанре. «Человек, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени». Этими словами, обращенными к Густаву Малеру выдающимся немецким писателем Томасом Манном, думается, лучше всего завершить наш краткий рассказ об этом гениальном австрийском музыканте.

А теперь обратимся к творчеству одного из самых прославленных его современников Рихарда Штрауса.

Он работал в самых разных жанрах оперы и балета, симфонической поэмы и камерного ансамбля, песни, романса и инструментального концерта. Однако его деятельность, помимо сочинения музыки, включала еще дирижирование, руководство музыкальными театрами и общественными организациями. Уже в тридцать лет он занял пост главного дирижера Королевского оперного театра в Берлине, считавшегося самым престижным в Германии.

Если первые дирижерские выступления Штрауса относятся к началу 80х годов минувшего века, то последние к середине нынешнего. Столь же протяженным оказался и путь Штраусакомпозитора. Причем он очень рано пришел к созданию зрелых сочинений, которые хотя и вызывали дискуссии, но все же снискали популярность у многих слушателей. Уже с конца 80х годов XIX столетия стали появляться его прославленные программные симфонические поэмы «Макбет», «Дон Жуан», «Смерть и просветление», «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля», «Так говорил Заратустра», «Дон Кихот», «Жизнь героя», а в начале XX века им созданы «Домашняя симфония», «Альпийская симфония» и многие другие произведения. В них Штраус развивает традиции Берлиоза и Листа. Его сочинения напоминают и оркестровые фрагменты из опер Вагнера.

Музыка Штрауса воздействует полнокровной силой, энергичным движением, поистине зримой пластичностью своих мелодических построений.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"