Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Арнольд Шёнберг (1874-1951), австрийский композитор

Арнольд Шёнберг (18741951), австрийский композитор, сыгравшей колоссальную роль в искусстве XX века, додекафонии. Но пришел он к этому далеко не сразу. В сочинениях Шёнберга, написанных на рубеже веков, в струнном секстете «Просветленная ночь», симфонической поэме «Пеллеас и Мелизанда», в кантате «Песни Гурре» еще чувствуется воздействие позднего романтизма. Тяготение к экспрессионизму со всей явственностью обнаружилось в более поздних опусах, возникших в конце первого десятилетия нынешнего века, в Камерной симфонии, во Втором струнном квартете, в 15 стихотворениях из «Книги висячих садов» С.Георге. Преобладание мрачного настроения, тягостных переживаний, нагнетание напряжения без его разрешения в еще большей мере характерно для циклов Три пьесы для фортепиано, Пять пьес для оркестра, монодрамы «Ожидание», созданных в 1909 году. Они ознаменовали начало атонального периода в творчестве Шёнберга.

Нужно ясно представить себе, что отказ от тональности воспринимался как революция в истории музыкального искусства. Ведь была отринута господствовавшая на протяжении столетий(!) ладотональная система, основанная на тяготении неустойчивых звуков в устойчивые, среди которых главным является тоника.

Следующим поворотным пунктом в эволюции Шёнберга стал цикл «Лунный Пьеро» для женского голоса и инструментального ансамбля на стихи бельгийского поэта А.Жиро. В чем заключалась его новизна? В том, что Шёнберг отказался в нем от оркестра большого состава и обратился к камерному оркеструансамблю, таким образом, окончательно порвав с симфонизмом классического типа. Еще больше ошеломила современников трактовка голоса, ибо композитор впервые применил здесь так называемый речевой голос (Sprechstimme) нечто среднее между свободным интонированием речи и пением. Высота звуков в Sprechstimme приблизительна.

Тем не менее она точно фиксируется, но не обычными нотами, а крестиками (обозначение длительностей при этом остается традиционным).

Наконец, в своей Сюите для фортепиано, сочинявшейся в 1921-1923 годах, поиски Шёнбергом новых принципов музыкальной конструкции увенчались созданием додекафонии. Термин этот произошел от слияния двух греческих корней: dodeka двенадцать, phone звук, в целом «двенадцатизвучие». Все 12 различных тонов хроматического звукоряда считаются равноправными, без всякой дифференциации на устойчивые и неустойчивые, без всякого тяготения и разрешения одних в другие. Основой музыкального произведения у Шёнберга становится определенная, выбранная им самим последовательность звуков, которую он называет серия. Главное требование, выдвинутое автором, ни один из звуков в серии не должен повторяться. Шёнберг разработал целую систему конструктивных правил использования серии, в известной мере опираясь при этом на принципы полифонического письма. В технике додекафонии выдержаны многие произведения Шёнберга, среди которых наиболее значительными считаются Вариации для оркестра, Квинтет для духовых, «Сатиры» для хора, Третий и Четвертый струнный квартеты, Скрипичный и Фортепианный концерты.

В некоторых сочинениях Шёнберга, созданных в 2030е годы, нельзя не ощутить предчувствия ужасающих катаклизмов второй мировой войны. Недаром один из его учеников немецкий композитор Ганс Эйслер писал: «Он задолго до изобретения самолета предчувствовал страхи в бомбоубежище во время налета. Он лирик газовых камер Освенцима, концлагеря Дахау, безграничного отчаяния маленького человека, раздавленного сапогом фашизма. В этом его гуманизм. О гениальности и интуиции Шёнберга свидетельствует, что он высказался так тогда, когда этому маленькому человеку мир еще казался устойчивым. И какие бы обвинения ему (Шёнбергу. Е.Г.) ни предъявлялись, он не лгал».

Воспоминания об ужасах второй мировой войны, о страданиях, пережитых узниками гетто, с особой, пронзительной силой воплотились в кантате Шёнберга для чтеца, хора и оркестра «Уцелевший из Варшавы». Построив все произведение на преобразованиях одной звуковой серии, замечательный мастер додекафонии создает музыку, ошеломляющую своей трагической экспрессией, погружающую в настроение мрачной безысходности и беспросветного отчаяния.

Шёнберг оказал колоссальное воздействие на многих композиторов нашего столетия. Но даже в творчестве его ближайших учеников оно преломилось по-разному. Так, музыке Антона Веберна обычно присущи утонченность, возвышенность, нежность. Его влекут к себе образы лирической поэзии чистые, светлые, гармоничные. Изумительна его кантата «Свет глаз», написанная на стихи талантливой поэтессы и художницы, большого друга композитора Х.Йоне. Музыкальная ткань кантаты вызывает ассоциации с живописными полотнами, выдержанными в технике пуантилизма. Название это произошло от французского слова pointiller писать точками. В изобразительном искусстве пуантилизм проявил себя как манера письма раздельными мазками, даже точками, а в музыке как особая техника композиции, при которой ноты и созвучия отделены друг от друга паузой.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"