Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Арнольд Шёнберг (1874-1951), австрийский композитор, часть 2

Когда слушаешь кантату Веберна «Свет глаз», кажется, что красивейшие созвучия, краткие мелодические восклицания, яркие тембровые краски, словно цветовые блики, «разбросаны» в пространстве и оно излучает мерцающий, струящийся свет.

К лучшим, известнейшим сочинениям Веберна принадлежат Пассакалия, Вариации, Шесть пьес и Пять пьес для оркестра, Концерт для девяти инструментов, Фортепианный квинтет. Можно было бы назвать еще многие вокальные и инструментальные опусы Веберна, в которых полно выражены такие черты его творчества, как лаконизм, афористичность, кристальная чистота, ясность художественного замысла и его воплощения, а главное высокая духовность, всегда присущая музыке этого замечательного композитора.

Совершенно иными оказались произведения другого любимейшего ученика Шёнберга Альбана Берга. Он вошел в историю как ярчайший представитель экспрессионизма, о чем с особой явственностью свидетельствуют его оперы «Воццек» и «Лулу» и Концерт для скрипки с оркестром.

Взрывная эмоциональность, беспросветный мрак и отчаяние, обращение к сфере ужасного, кошмарного, к таинственным, подсознательным сторонам человеческой психики вот что прежде всего отличает произведения этого поистине трагического композитора. Они воскрешают в памяти признание Генриха Гейне: «Мир раскололся пополам, и трещина прошла через сердце поэта.» Сочинения Берга, как и его учителя Шёнберга, заставляют вспомнить творчество их современника писателя Франца Кафки, его трагические притчи, показывающие бессилие человека перед абсурдным, жестоким миром.

Но в то же самое время в музыкальном искусстве набирало силу и совершенно иное, противоположное экспрессионизму направление, получившее название неоклассицизм новый классицизм (от греческого neos новый и латинского classicus образцовый, первоклассный).

Что же это было за художественное направление и почему оно оказалось столь долговечным? Ведь ростки его появились уже в конце XIX века в творчестве композиторов разных стран. В Германии то были И.Брамс и М.Регер, во Франции С.Франк, К.СенСанс и В.д'Энди, в России С.И.Танеев и А.К.Глазунов. Но как определенное художественное направление неоклассицизм сложился гораздо позже на рубеже 1020х годов нынешнего столетия. Его своеобразным манифестом стало опубликованное в 1920 году в печати открытое письмо известного итальянского композитора, пианиста, дирижера, педагога и писателя Ферруччо Бузони, озаглавленное «Новый классицизм».

Под новым классицизмом автор понимал «развитие, отбор и использование всех достижений прошлого опыта и воплощение их в твердую и изящную форму». Дух ясной объективности, единство стиля и верность заветам великих мастеров полифонии вот то, к чему призывал Бузони творцов нового искусства.

И, словно услышав призыв этого талантливого и разностороннего музыканта, великий русский композитор И.Ф.Стравинский в произведениях 20х годов, по его собственному признанию, возвращается «к той блестящей идее чистого контрапункта, которая существовала в течение долгого ряда десятилетий до Баха и представителем которой он был. Чистый контрапункт, продолжает Стравинский, кажется мне единственным материалом, из которого можно выковать сильные и устойчивые музыкальные формы».

Неоклассицизм возник как антипод экспрессионизму. Его чрезвычайно высокому эмоциональному тонусу неоклассицизм противопоставил подчеркнутую сдержанность в выражении чувств и переживаний, трезвую ясность. Ганс Эйслер, размышляя об этих двух полюсах в искусстве времен своей молодости, охарактеризовал их как «перегрев» и «переохлаждение».

Неоклассицизм явился антитезой не только экспрессионизму, но и романтизму с его душевной открытостью, подчеркнутой субъективностью, с его культом эмоций. Новое направление противопоставило этому культ интеллекта, объективности, порядка. На место свободных излияний, ломающих привычные границы давно сложившихся жанров и форм, пришли ясность и «хлад» ума, равновесие чувства и мысли, пришло стремление воскресить давно откристаллизовавшиеся и прекрасные в своей нетленной красоте жанры и формы эпохи барокко и классицизма. Не случайно чудесная Первая симфония Прокофьева называется «Классической». Дух Гайдна и Моцарта, их светлое мироощущение, доброта, юмор оживают в этой музыке.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"