Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Арнольд Шёнберг (1874-1951), австрийский композитор, часть 3

Исследователи часто задаются вопросом: что побудило многих композиторов XX века обратиться в своем творчестве к жанровым и стилистическим «моделям», сложившимся в далекие эпохи, предшествовавшие романтизму, к выработанным в те времена приемам и принципам развития? Вряд ли можно найти однозначные ответы на вопросы подобного рода. Видимо, художниками, отдавшими дань этому направлению, двигало стремление посреди бурь и катастроф нашего столетия опереться на высокие и давно устоявшиеся этические и эстетические идеалы. А может быть, они, потрясенные неистовым новаторством своих коллег, разрушавших веками складывавшиеся основы музыкального искусства, пытались противопоставить ему охранительные тенденции, апеллируя к несомненным завоеваниям прошлого.

Подчеркнем: не только творчество великих мастеров нашего континента, но и фольклор, причем часто его неизведанные дотоле пласты, и художественная культура внеевропейских народов казались порой спасительным якорем, способным уберечь музыкальный «корабль» от разбушевавшейся стихии и помочь ему достигнуть новых берегов.

Воспринимая произведения, возникшие в русле неоклассицизма, всегда чувствуешь, к какой эпохе, стилю, жанру, типу тематизма и методу развития обратился композитор, какие откристаллизовавшиеся в памяти культуры «модели» он использовал, на какие источники опирался. Однако все это образует лишь своеобразный контекст сочинения, который играет в нем важную, но не решающую роль. А что же является главным? Общий замысел сочинения, его концепция.

Именно она диктует и выбор жанровостилистических моделей, и их трактовку, и отношение к ним автора, всегда ощутимое при восприятии.

И еще один очень существенный момент. Какие бы пласты художественной культуры ни воскрешал композитор, если он талантлив, он всегда насыщает их новыми, современными выразительными средствами и приемами, и слушатель мгновенно угадывает его самобытный, индивидуальный почерк.

Несомненно, в разных странах и у разных художников неоклассицизм получил различное преломление. Мы же расскажем здесь лишь о самых известных зарубежных композиторах, прежде всего о творчестве виднейшего представителя неоклассицизма немецкого композитора Пауля Хиндемита.

Талантливый альтист, участник знаменитого квартета Л.Амара П.Хиндемита (Л.Амар выдающийся турецкий скрипач), этот крупнейший и разностороннейший музыкант много сил отдавал также дирижерской, педагогической, научной, музыкальнокритической и музыкальнообщественной деятельности. Он был постоянным участником знаменитых международных фестивалей в Донауэшингене и БаденБадене. Но всетаки самым главным для него являлось композиторское творчество.

Идеалом Хиндемита стало искусство Баха, опираясь на которое он, однако, создал свой оригинальный стиль. Очень ярко это проявилось в фортепианном цикле «Ludus tonalis» («Игра тональностей»). Название дополняет подзаголовок: «Тональные, контрапунктические и пианистические упражнения». Безусловно, образцом для Хиндемита послужил «Хорошо темперированный клавир» Баха сказалось и его преклонение перед великим кантором, и его тяготение к полифоническому искусству. И так же, как Бах показал в своем грандиозном цикле возможности темперированного строя, Хиндемит продемонстрировал в «Ludus tonalis» свою трактовку тональности. Ибо, в отличие от композиторов нововенской школы, Хиндемит выступил как защитник тонального принципа в музыке. Однако он выдвинул понятие «расширенной тональности», свободной от ограничений долго господствовавшей в европейской музыке мажорноминорной ладовой системы. На основе «расширенной тональности» написаны такие известные произведения композитора, как опера «Гармония мира» (и соответственно построенная на ее материале симфония «Гармония мира»), а также вокальный цикл на стихи Р.М.Рильке «Житие Марии».

Хиндемит прошел большой, сложный творческий путь и создал огромное количество сочинений, отразивших самые разные тенденции в музыке нашего столетия. Так, его операм «Убийца, надежда женщин», «Святая Сусанна», «НушНуши», имевшим в 20е годы сенсационный успех, присуща антиромантическая направленность. А фортепианную сюиту композитора «1922» называли «поэмой современного города». И действительно, она связана с урбанизмом так называли изображение в произведениях искусства и литературы современных больших городов, динамики и пульса их жизни, присущего им стремительного ритма и насыщенной разнообразными шумами звуковой атмосферы.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"