Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Пауль Хиндемит (18951963), немецкий композитор

Крупнейшим сочинением композитора стала его историкофилософская опера «Художник Матис». В основу ее сюжета положена биография Матиса Грюневальда, немецкого художника эпохи Возрождения. Но обстоятельства его жизни трактуются у Хиндемита так, что вызывают аналогии с трагическими страницами в истории Германии, на долгие годы погрузившейся в бездну фашистского варварства и увлекшей в пучину страданий народы других стран.

Огромную часть наследия автора образуют его хоровые и инструментальные сочинения для самых разных составов. Именно в них доминирующие у Хиндемита черты неоклассицизма получили наиболее рельефное воплощение.

Примечательно, что в один год с Хиндемитом (1895) родился еще один замечательный немецкий композитор Карл Орф. И для него тоже типично обращение к художественной культуре прошлых эпох. Однако Орфа влекут иные источники, да и весь характер его творчества иной.

«Универсальный человек театра» так метко назвал Карла Орфа немецкий музыковед К.Х.Руппель, подчеркнув, что интуиция этого художника «немедленно охватывает целое театрального произведения сценическое и музыкальное, языковое и изобразительное.». Стремление проникнуть в мир театра, познать его разные сферы и преодолеть разделяющие их границы вот один из стимулов, определивших жизнь и творчество Орфа. Уже в молодости он становится музыкальным руководителем в школе Доротеи Гюнтер, где пытается соединить музыку, танец и пропетое слово.

Новые тенденции в драматическом театре начала века оказали на Орфа заметное воздействие. Сама идея синтетического представления, соединяющего в себе элементы драматического и музыкального спектакля, а подчас и хореографической пластики, возникла у композитора, вероятно, не без влияния пышных зрелищ Макса Рейнгардта, «эпического театра» Брехта. Комические сказкипритчи Орфа «Луна», «Умница», «Хитрецы», его театрализованные постановки классических произведений «Страсти по Луке» И.С.Баха, «История о радостном и победоносном восстании из мертвых Господа нашего Иисуса Христа» Г.Шютца вызывали ассоциации с «иллюстрированным рассказом» Брехта благодаря метафорическому характеру содержания, условному стилю сценического оформления, соединению в спектакле разговорных эпизодов и развернутых музыкальных номеров.

Применительно к сочинениям Орфа нельзя говорить об оперном симфонизме. Даже там, где музыка играет чрезвычайно важную роль, она всегда остается лишь одним из компонентов, не доминирующим в сравнении с остальными.

И в этом причина необычной для искусства XX века простоты и скупости звукового оформления. Однако за внешней простотой, а порой и примитивностью в произведениях Орфа скрывается точный драматургический расчет и виртуозное владение арсеналом избранных выразительных средств.

Обновляя музыкальный театр, Орф воскрешает дух старинного, синкретического искусства, предшествовавшего формированию классической оперы и драмы. В своем творчестве Орф воссоздает черты дионисийского обряда («Кармина Бурана», «Триумф Афродиты») и греческой трагедии («Царь Эдип», «Антигона»), древнеримских жанров («Триумфы») и средневекового театра («Празднество глупцов», пастурелла в «Кармина Бурана», мистерия в «Истории о радостном и победоносном восстании из мертвых Господа нашего Иисуса Христа»). Внимание композитора привлекает и яркое светское искусство Возрождения массовые процессии и карнавальные празднества с характерным для них аллегорическим оформлением («Триумфы»), комедия дель арте («Хитрецы»), драматизированный мадригал («Катулли Кармина»).

Но ни одно сочинение Орфа не производит впечатления целенаправленной стилизации. Напротив, в некоторых из них («Кармина Бурана») ощущается необыкновенная пестрота стилистических и жанровых прообразов. Автор заимствует определенные приемы, черты, идеи старинных жанров, используя их для воплощения собственного творческого замысла. Для своих сочинений композитор часто обращается к древнему поэтическому материалу стихам Валерия Катулла и европейских поэтов позднего средневековья, к мотивам народных сказок и темам старинного фарса, сюжетам из Евангелия и исторических хроник. Орф писал, что в старых сюжетах его «увлекает не старина, а значительность содержания. Все преходящее уносится временем, остается духовная мощь».



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"