Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Пауль Хиндемит (18951963), немецкий композитор, часть 2

Подчеркнем: возрождение старинных сюжетов, жанров, стилей характерно для творчества не только Орфа. Это одно из наиболее типичных явлений в искусстве XX века. Порой в них видят нечто экзотическое, но чаще некий нетленный, вечный материал, данный на все времена. Об этом блестяще сказал Томас Манн: «По-видимому, существует какая-то закономерность в том, что в известном возрасте начинаешь постепенно терять вкус ко всему чисто индивидуальному и частному, к отдельным конкретным случаям, к бюргерскому, то есть житейскому и повседневному в самом широком смысле слова. Вместо этого на передний план выходит интерес к типичному, вечно человеческому, вечно повторяющемуся, вневременному, короче говоря к области мифического». Писатель признавался также, что, работая над романом «Иосиф и его братья» в 3040е годы, он обратился к библейской легенде потому, что «был предрасположен чувствовать и мыслить. как частичка человечества, а эта предрасположенность была, в свою очередь, продуктом времени. продуктом нашего времени, эпохи исторических потрясений, причудливых поворотов личной жизни и страданий, поставивших перед нами вопрос о человеке, проблему гуманизма во всей ее широте и возложивших на нашу совесть столь тяжкое бремя, какого, наверное, не знало ни одно из прежних поколений».

Слова Манна чрезвычайно важны для понимания творчества Орфа. Хотя это художники совершенно разные, многое связывает их. Орф живет в то же время и в той же стране, и поворот к «мифическому» (в широком смысле слова) тоже совпадает у него с приходом зрелости и с теми же «историческими потрясениями», о которых пишет автор «Иосифа и его братьев», кантата «Кармина Бурана» была закончена в 1937 году. Не выражая в прямой, обнаженной форме своего отношения к событиям современности, композитор вместе с тем не остается абсолютно безучастен к ним. Под условным, вневременным «покровом» его иносказаний часто ощущается иронический подтекст. С тонким юмором рассказывает он в своих произведениях о недалеком короле, глупых горожанах, одураченной толпе. Незатейливая сказочка неожиданно оборачивается у него глубокомысленной притчей.

Орф не создает сатирических памфлетов, бичующих зло этого мира. Зато с удивительной силой и полнотой он воспевает все доброе и истинно человеческое, все то, что может и должно противостоять злу. В радостных весенних хороводах, в торжествующих экстатических заклинаниях молодежи, утверждающей свое право на счастье, в нежной лирике любовных ариозо воспевает он красоту человеческих чувств. Орф никогда не проводит прямых параллелей с действительностью, но все его сочинения обретают глубоко символический смысл. Гуманизм Орфа проявляется и в стремлении вернуть людям утраченную ими универсальность дарований, и в попытке возродить в своем творчестве наследие общеевропейской культуры.

В связи с Орфом мы уже упоминали о крупнейшем деятеле современного драматического театра Бертольде Брехте. Его эстетика, несомненно, оказала заметное воздействие на музыкальное искусство, тем более что на протяжении всей своей жизни он постоянно сотрудничал с композиторами. Среди его неизменных соавторов три известных немецких музыканта: Курт Вайль, Ганс Эйслер и Пауль Дессау. В содружестве с Брехтом они сочиняли партитуры к его драматическим спектаклям, песни, кантаты, оратории, оперы, а Курт Вайль даже балет с пением «Семь смертных грехов».

Конечно, произведениями, созданными вместе с Брехтом, не исчерпывается наследие названных композиторов. Оно очень обширно. У них немало сатирических сочинений, бичующих зло этого мира. Блестящим мастером музыкальной сатиры, пародии был Курт Вайль, хотя лирические эпизоды его партитур тоже на редкость привлекательны. А вот у Эйслера и Дессау многие произведения проникнуты пафосом борьбы и сопротивления. Недаром Ганс Эйслер вошел в историю музыки как создатель особого жанра, получившего название «песня борьбы». Важнейшую линию в творчестве Эйслера и Дессау образуют антивоенные и антифашистские сочинения, которые оба автора писали на протяжении многих десятилетий.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"