Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Бенджамин Бриттен (1913-1976), английский композитор

Вокальным партиям в операх Бриттена присуща драматическая сила слова, точность выражения, неистощимая изобретательность при том, что он использует в них весьма скромный инструментальный ансамбль, в котором каждый голос предельно индивидуализирован. Отсутствие внешних сценических эффектов, чистота и строгость выражения, серьезное, глубокое настроение вот что отличает оперы Бриттена. К самым известным среди них принадлежит «Питер Граймс» опера, рассказывающая о трагической судьбе одинокого рыбака, «Поругание Лукреции» тоже трагедия и тоже, несмотря на сюжет из древней истории, поднимающая острые проблемы нашего времени, опера «Поворот винта», связанная с типичной для Англии «литературой привидений», а вместе с тем раскрывающая мысли огромной важности и огромного общественного звучания. Но есть у Бриттена и остроумные комические оперы «Альберт Херринг», «Сон в летнюю ночь», «Давайте ставить оперу», «Маленький трубочист».

В 60е и 70е годы Бриттен побывал в нашей стране. Творческие контакты с русскими музыкантами вызвали к жизни новые сочинения, к примеру Сонату для виолончели и фортепиано, Симфонию для виолончели и оркестра, посвященные знаменитому виолончелисту М.Л.Ростроповичу, цикл песен на стихи А.С.Пушкина, посвященный певице Г.П.Вишневской. Так протянулись новые связующие нити между культурами Великобритании и России.

К сонму выдающихся мастеров XX века давно и справедливо причисляют композиторов не только Европы, но и других континентов. В нашей стране, к примеру, широкой популярностью пользуются Джордж Гершвин, Леонард Бернстайн, Эйтор ВилаЛобос. Их сочинения часто звучат на концертах, по радио, телевидению, включаются в школьные программы. А потому мы ненадолго покинем Старый Свет и перенесемся в Соединенные Штаты Америки. Конечно, тем, кто хочет получить широкое представление о музыкальной культуре США, следует обратиться к трудам крупнейшего специалиста в данной области В.Д.Конен, а также к публикациям некоторых других авторов. Здесь же мы имеем возможность лишь коротко рассказать о творчестве Гершвина и Бернстайна.

Имя Джорджа Гершвина неразрывно связано в сознании миллионов с «Рапсодией в стиле блюз» для фортепиано с оркестром и оперой «Порги и Бесс». Но в его наследии много и других сочинений, хотя судьба отпустила этому чудесному музыканту всего 39 лет жизни (1898-1937).

В чем секрет редкого, поистине «межконтинентального» распространения музыки Гершвина? Прежде всего в неиссякаемом мелодическом даре композитора, в присущем ему таланте создавать красивые, запоминающиеся темы, претворяя в них дух народного искусства. Произведения Гершвина тесно связаны с негритянским фольклором, как вокальным (блюзы, спиричуэле), так и инструментальным (джаз). «Рапсодия в стиле блюз» явилась, по существу, первым успешным опытом синтезирования этих элементов в серьезной симфонической музыке, развивающей традиции европейского искусства, но на новой, американской, почве. А успеха автор достиг здесь потому, что не ограничился использованием экзотических средств выразительности негритянской музыки; его пером водило не любопытство стороннего наблюдателя, но подлинная страсть художника, сделавшего эту музыку своей.

На редкость органичное воплощение джазовые элементы получили и в других сочинениях Гершвина в его Второй рапсодии, Концерте для фортепиано с оркестром, в его сюите для симфонического оркестра «Американец в Париже».

При всем том музыкальный кругозор Гершвина был достаточно широк, что особенно важно подчеркнуть потому, что композитор не получил систематического профессионального образования. Родившийся в НьюЙорке в бедной семье выходцев из России, он так и остался самоучкой.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"