Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Джордж Гершвин (1898-1937), американский композитор, часть 2

Ибо он несет с собой беду, разрушая глубокие человеческие чувства, связывающие главных героев оперы Порги и Бесс. Собственно, основной «нерв» действия и составляет внутренняя душевная борьба негритянки Бесс. Бесс прекрасно знает, что понастоящему ее любит нищий безногий калека Порги, что только с ним она обретет покой и счастье. Но она не может преодолеть свое влечение к Спортингу Лайфу, соблазняющему ее и увлекающему за собой в порочный, гибельный мир.

Естественно, что, создавая такое произведение, Гершвин не мог не опереться на негритянский фольклор, на его жанры и стилевые пласты. Так, появление Спортинга Лайфа сопровождается резкими, вызывающими интонациями эстрадного джаза, с присущими ему острыми синкопами, стремительным темпом и раздражающе громким звучанием.

А вот в сцене похорон мужа Сирины Гершвин достигает выразительнейшего эффекта посредством новаторского преломления хорового негритянского жанра спиричуэл. Потрясают восходящие глиссандо хора на фоне нисходящих хроматических аккордов оркестра. Оригинальные пентатонические обороты возникают в вокальной партии Сирины, представляющей собой новую трактовку жанра плача, причитания.

На жанр спиричуэл Гершвин опирается и в сцене бури, которая становится ярчайшей характеристикой духовного мира негритянского народа. Поразительно полифоническое мастерство композитора, во всем блеске раскрывающееся в этой кульминационной сцене оперы.

Оборотами негритянских духовных песен характеризуется Порги музыка прекрасно раскрывает по-детски чистый и цельный облик этого благородного человека.

Вообще, партитура оперы на редкость разнообразна. Скажем, в «Колыбельной песне» Клары явственно слышатся отголоски блюзов, с их томным, меланхолическим настроением и мягкими, скользящими интонациями. А в веселом, озорном марше, сопровождающем выход на пикник, легко угадывается воздействие регтайма.

Опера Гершвина принадлежит к истинным жемчужинам мирового искусства. По-разному воспринимая и оценивая сочинение, и слушатели, и исследователи тем не менее давно уже единодушно признали, что талантливый композитор с удивительным мастерством использовал американский частная фортепианная сюита «Мир ребенка», фортепианная пьеса «Привет бразильских лесов». Широко популярны его 12 этюдов для гитары, два виолончельных концерта и три виолончельные сонаты.

Творчество композиторов США и Бразилии, о которых мы рассказывали, в какой-то степени объединяет то, что оно, выражаясь образно, питается соками родной земли, но вместе с тем крепчайшими нитями связано с музыкальными традициями Европы. И не только с исторически сложившимися здесь жанрами, формами, приемами письма, но и с современным, постоянно обновляющимся искусством Старого Света. Напомним, что и Гершвин, и ВилаЛобос в 20е годы побывали во Франции и окунулись в водоворот ее бурной художественной жизни.

В начале этой главы мы уже рассказывали об импрессионизме, возникшем во Франции на рубеже ХІХХХ веков. Но и позже ее музыкальная культура развивалась на редкость интенсивно.

Конечно, как и повсюду в Европе, во Франции первая мировая война, нарушив мирное течение жизни, опрокинула привычные, устоявшиеся взгляды людей, их представления, вкусы и среди прочего их отношение к искусству. В среде молодых деятелей культуры возобладали антиромантические и антиимпрессионистские тенденции. Манифестом художников, охваченных подобными настроениями, стала опубликованная в 1918 году книга Жана Кокто «Петух и Арлекин». Ее автор очень известный французский поэт, драматург, театральный деятель, либреттист, художник, кинорежиссер, сценарист и критик, много сотрудничавший с разными композиторами, писал: «Довольно облаков, туманностей, аквариумов, ундин и ароматов ночи нам нужна музыка земная, музыка повседневности!»



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"