Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Оливье Мессиан (1908-1992), французский композитор

Открыв ноты произведений Мессиана, понимаешь, какой великий труд стоит за неземной красотой его музыки, причем труд первооткрывателя. Ведь Мессиану удалось создать совершенно особую, уникальную технику композиции, основанную на чрезвычайном усложнении традиционных ладов, аккордов, на применении необычных созвучий, на одновременном сочетании в разных пластах музыкальной ткани разных ритмов и метров, что получило название полиритмии и полиметрии (poly в переводе с греческого много).

Широкое распространение приобрело также в произведениях Мессиана явление, которое он сам обозначил как «полимодальность» (modus полатыни «лад», поэтому в качестве синонима часто используется термин «полиладовость»). Мессиан разумел под полимодальностью одновременное сочетание так называемых симметричных ладов. В отличие от мажора и минора в их основе лежит не мажорное или минорное трезвучие, а созвучие, возникающее от деления 12 полутонов октавы на 2, 3, 4 или 6 равных частей.

Став настоящим «возбудителем» интереснейших идей, проложив новые пути в музыкальном искусстве, Мессиан, будучи еще и талантливым педагогом, воспитал целую плеяду учеников. В свои учебные программы он включал музыку не только Европы, но и других континентов, ибо придавал большое значение арабской, индийской, японской культуре.

В группе учеников Мессиана выделяется фигура Пьера Булеза, признанного метра современной музыки. Но расцвет его творчества приходится уже на послевоенные годы.

Вторая мировая война словно разрубила надвое историю человечества, и музыкальное искусство, будучи чутким барометром, не могло не отразить великих перемен, ибо никто не в силах полностью изолировать себя от великого диктатора времени. Дух эпохи, ее атмосфера, сложившийся образ жизни влияет на художника, хотя порой он не признается в том даже самому себе или действительно не осознает этого.

По-разному сложились жизненные и творческие судьбы композиторов, переживших вторую мировую войну. Одни продолжали следовать по пути, проложенному ими уже в 3040е годы. Другие, особенно молодые, устремились на поиски новых звуковых миров, отвергая каноны прошлого либо радикально изменяя их. Так возник авангардизм, история которого сопровождалась шумными скандалами, дерзкими выпадами, острыми дискуссиями, где рьяные апологеты новейших тенденций в музыкальном искусстве сталкивались с их ярыми противниками.

Что же такое авангардизм? Какова этимология (происхождение) этого слова и какой смысл таится за ним? Французское avantgardisme произошло от avant garde, что в буквальном переводе означает «передовой отряд». Термин этот, подобно большинству других, весьма условный, объемлет пестрый конгломерат явлений разного рода эстетических систем, композиторских техник, школ, направлений.

Но при всем многообразии быстро обозначились и общие черты, ставшие знамением авангардизма. Какие же? Непрестанный поиск не просто новых, но ошеломляюще непривычных выразительных приемов, средств. Смелые, порой казавшиеся немыслимыми эксперименты. Демонстративно оппозиционное отношение к музыкальному искусству прошлых эпох вплоть до попыток совсем порвать с предшествующим слуховым опытом. Стремление радикально изменить само понимание музыкального искусства, его внутреннюю сущность и внешний облик.

Однако, декларируя абсолютную новизну и полный разрыв с искусством прошлого, авангардизм тем не менее был подготовлен некоторыми направлениями в искусстве XX века, и прежде всего таким, как экспрессионизм. Вспомним, что именно Шёнберг крупнейший представитель этого направления в музыке провозгласил отказ от господствовавшего на протяжении многих веков тонального принципа организации музыки и разработал новую серийную технику композиции.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"