Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Оливье Мессиан (1908-1992), французский композитор, часть 2

Для авангардизма особую роль сыграло творчество ученика и последователя Шёнберга Веберна. В основе большинства его произведений лежит серия выбранная им последовательность неповторяющихся звуков. Сторонники же авангардизма распространили этот принцип на все стороны музыки. В их сочинениях основой становится выбранная композитором последовательность неповторяющихся звуков, ритмических длительностей, динамических оттенков, тембров. Так возникла техника, которая получила название сериальной. Она использована, к примеру, в таких произведениях, как «Структуры» французского композитора Пьера Булеза, «Перекрестная игра» немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена, «Прерванная песня» итальянского композитора Луиджи Ноно. В них все элементы музыкальной ткани и их соотношение друг с другом предельно четко высчитаны и очень строго организованы.

Антиподом сериальности (так часто обозначают это направление в авангардизме) стала алеаторика. Сам термин произошел от латинского слова аіеа игральная кость, жребий, случайность. В известной мере алеаторика возрождала импровизационный характер исполнительского искусства минувших эпох. Но, как известно, в эволюции музыкального искусства не бывает полного возврата к прошлому. Вот и произведения, основанные на принципах алеаторики, выдвигают перед исполнителями совсем иные требования. Композитор может предложить им играть определенное число секунд и на определенных инструментах то, что они сами пожелают. Часто встречается и коллективная импровизация ансамбля или оркестра. Бывает, что исполнителю предоставляется право произвольно менять местами фрагменты сочинения. Так, в Третьей фортепианной сонате Булеза разрешается изменять последовательность ее частей и разделов в пределах каждой из них.

О роли «его величества случая», благодаря которому может свершиться чудо и возникнуть интересный музыкальный опус, писал один из теоретиков алеаторики Карлхайнц Штокхаузен. Ее применял и известный современный американский композитор Джон Кейдж.

Все-таки наиболее перспективным оказался путь использования ограниченной, или контролируемой, алеаторики. Композиторы, вступившие на этот путь, полностью или почти полностью фиксируют нотный текст своего сочинения и, предоставляя исполнителю возможности варьирования, обозначают все отвечающие авторскому замыслу варианты звучания. Ограниченная, или контролируемая, алеаторика нередко применяется знаменитым во всем мире польским композитором Витольдом Лютославским, который сформулировал ее принципы и реализовал их, например, в своем Струнном квартере, Второй симфонии.

Появление других направлений авангардизма было связано с бурным научнотехническим прогрессом с изобретением и усовершенствованием магнитной записи и интенсивнейшим развитием электроники. К таким направлениям принадлежит конкретная музыка. Чем объясняется это название? Тем, что в произведениях, возникших в русле данного направления, основным материалом являются не музыкальные звуки, а записанные на магнитную пленку «натуральные» звучания например, звук падающих капель воды, шум поезда, голоса птиц, скрип двери, вздохи, возгласы, крики и т.п. Часто эти звучания преобразуются с помощью электроаппаратуры; порой к ним добавляются звучания традиционных музыкальных инструментов и певческих голосов. Одним из известных образцов конкретной музыки стала «Симфония для одного человека» П.Шеффера и П.Анри.

Собственно, именно Пьера Шеффера французского инженераакустика, композитора, педагога считают изобретателем конкретной музыки. Ему принадлежит и сам этот термин. Много работая на Французском радио, он пришел к использованию в своих сочинениях акустических эффектов, возникающих при различных методах записи и воспроизведения звука на магнитофонах и синтезаторах. В его наследии оперы для голоса и магнитофонной ленты «Орфей 51» и «Орфей 53», балет «Ноктюрн о железных дорогах», музыка к кинофильмам. Вообще конкретная музыка часто находит применение именно при оформлении кинофильмов и драматических спектаклей.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"