Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Оливье Мессиан (1908-1992), французский композитор, часть 3

Однако есть немало и партитур, которые исполняются в концертном зале и предназначены в основном для традиционных музыкальных инструментов, но в которые включены в качестве особых красочных эпизодов фрагменты с записью «натуральных» звучаний. Хрестоматийным образцом подобного рода является вторая часть симфонической трилогии итальянского композитора Отторино Респиги, озаглавленная «Пинии Рима».

В 1951 году при Французском радио была организована «Группа исследований в области конкретной музыки», куда вошли многие известные французские композиторы П.Булез, П.Анри, О.Мессиан, А.Жоливе. Ее деятельность привлекла внимание композиторов других стран, которые стали приезжать в Париж, дабы перенять опыт своих коллег.

С конкретной музыкой близко соприкасается электронная, которая сочиняется и исполняется с помощью электронноакустической и звуковоспроизводящей аппаратуры.

Она весьма обширна и включает генераторы, фильтры, модулирующие устройства, объединяющиеся в электронных синтезаторах, магнитофоны, усилители, динамики.

Арсенал техники, которой может располагать композитор нашего столетия, непрерывно расширяется. И это позволяет ему самому создавать звуковой материал, обрабатывать его, комбинировать, находить особые красочные тембры. Причем исходным материалом могут служить и предварительно записанное звучание традиционных музыкальных инструментов (что очень любил, к примеру, американский композитор Джон Кейдж), и «натуральные» звучания.

Важнейшим фактором в истории электронной музыки стала организованная при радиостанции Кёльна (Германия) по инициативе К.Штокхаузена и Х.Эймерта специально ориентированная на ее создание студия.

С электронной музыкой было связано творчество таких крупных, но пока не слишком известных у нас современных композиторов, как Лучано Берио (Италия), Дьёрдь Лигети (Венгрия).

Впоследствии возникла разновидность электронной музыки компьютерная музыка, где сделана попытка в известной мере автоматизировать создание и звукового материала, и формы произведения.

Отметим, что не только научнотехническая революция, которой так прославился XX век, стала почвой для создания конкретной, электронной, компьютерной музыки, но и возникновение в процессе развития самого музыкального искусства такого явления, как соноризм. Название произошло от латинского sonorus звонкий, звучный, шумный. Но, как всегда, нам важно понять, что стоит за термином. Под соноризмом понимают такую технику композиции, при которой красочность созвучия гораздо важнее его высотности, строения, его «взаимоотношений» с окружающими созвучиями.

Конечно, определенная красочность всегда была присуща музыке, но те явления, которые объединяются понятием соноризма, возникли в основном в XX веке. Первый этап в его развитии обычно связывают с произведениями Дебюсси и Равеля, где часто встречаются параллельно движущиеся цепи аккордов. В сочинениях начала столетия композиторы нередко оперируют созвучиями, в которых главной становится красочная сторона. Один из крупнейших исследователей современной музыки Ю.Н.Холопов полагает, что таков начальный «аккордсонор» в «Прометее» А.Н.Скрябина, разноголосая полигармония перед репризой вступления к балету «Весна священная» Стравинского.

Сонорная окраска обычно присуща кластерам. Кластер (от английского слова cluster гроздь, скопление) созвучие, образованное малыми или большими секундами. Техника кластеров получила широкое распространение в музыке XX века. Часто она применяется для создания трагических образов, например в «Плаче по жертвам Хиросимы» одного из крупнейших мастеров нашего времени польского композитора Кшиштофа Пендерецкого.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"