Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Кшиштоф Пендерецкий (род. 1933), польский композитор

Примерно с конца 50х годов авангардизм поддерживается радио и телевизионными компаниями, отдельными меценатами, менеджерами, различными фирмами. Многие музыковеды и сами композиторы стараются осмыслить и оценить пестрый конгломерат явлений, объединяемых понятием «авангардизм». Произведения, этапные для его истории, постепенно откладываются в слуховом сознании современников. Назовем, к примеру, «Молоток без мастера» Пьера Булеза, «Симфонию для одного человека» П.Шеффера и П.Анри, «Прерванную песню» Л.Ноно, Симфонию Л.Берио.

На рубеже 6070х годов стилистический радикализм, присущий западноевропейской музыке в послевоенный период, все чаще сменяется своеобразным стилистическим компромиссом частичным возвращением к тональности, к протяженному мелосу, к более простой ритмической организации.

Широкое распространение приобретает совмещение в одном сочинении разных стилистических пластов, а порой и включение в него цитат из произведений, написанных в разные эпохи, принадлежащих к разным стилевым направлениям. Так возникла полистилистика. Она чрезвычайно обогатила искусство нашего столетия. К полистилистике относятся такие явления, как цитата, псевдоцитата, аллюзия, т.е. намек. В целом под полистилистикой понимают сознательное соединение в одном произведении признаков различных стилей путем резкого перехода, сопоставления остроконтрастных, иногда противоречащих друг другу стилистических фрагментов.

Многие сочинения, написанные в XX веке, весьма сложны. Их полноценное восприятие требует от слушателя высокой музыкальной и шире того художественной культуры. Проникнуть в замысел современных произведений, понять, что волновало их авторов, к чему они стремились, можно только познакомившись с эволюцией, которую претерпело музыкальное искусство на протяжении своей долгой истории, изучив различные направления и школы, стили и техники композиции. Ведь музыка развивается в известной мере по геологическому принципу каждое новое течение отслаивается и остается в породе человеческой культуры. Все, что возникло в музыкальном искусстве до нас во всяком случае, от раннего средневековья и до последних новинок, все существует параллельно.

Но тому, кто не пожалеет усилий на постижение музыкального искусства, воздастся сторицей, ибо перед ним откроется бескрайний космос, усеянный мириадами мерцающих звезд.

 «Нельзя объять необъятное». Сей афоризм постоянно вспоминался в процессе работы над этой книгой. Ведь музыкальное искусство возникло за несколько тысячелетий до нашей эры, а мы начали свой рассказ лишь с XVII века нашей. Даже повествуя об эпохах барокко, классицизма, романтизма, объемлющих десятилетия, мы вынуждены были освещать только крупнейшие фигуры, тогда как хорошо известно, что искусство живет не одними лишь великими достижениями. Недаром писал Д.С.Лихачев: «Культура человечества это не гении, рождающие все из себя. Гении создаются на определенной почве культуры».

И уж совсем беглой, обзорной оказалась наша характеристика музыкальной культуры XX столетия. Но как достичь полноты, когда художественные направления стали возникать с поистине космической скоростью?! Причем, появившись, они то стремительно исчезали, то, наоборот, длительно и плодотворно развивались, порождая новые родственные направления и противостоя своим антиподам.

В сложившейся мозаике современного искусства нелегко ориентироваться и абсолютно невозможно рассмотреть ее во всех деталях, тем более в пределах одной книги.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"