Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Кшиштоф Пендерецкий (род. 1933), польский композитор, часть 2

Наш век, несчастный и прекрасный, подверг человечество тяжелейшим испытаниям, но и одарил его потрясающими сокровищами. Стало трюизмом называть XX столетие эпохой научнотехнической революции. Однако не всегда при этом вспоминают о великолепном взлете искусства, о блистательном расцвете многих национальных школ и наконец о том, сколько гениальных художников появилось на свет Божий именно в нашем веке.

Музыкальное искусство не стало исключением. Напротив. Даже в солидных многотомных изданиях нашлось место отнюдь не для всех титанов современности. И уж конечно, в скромной популярной книге, предлагаемой нами читателю, пришлось отказаться от освещения фигур многих и многих талантливейших композиторов и даже целых национальных школ. Так, мы, к сожалению, не рассказали о новом расцвете венгерской национальной школы о самобытных, новаторских произведениях Белы Бартока и Золтана Кодая. Открывшие древние, неизвестные дотоле пласты отечественного фольклора, они необычайно обогатили палитру музыкального искусства. Архаические элементы крестьянского фольклора эти композиторы соединили с остродинамичными средствами современной гармонии, полифонии, инструментовки, что характерно и для других музыкантов нашего столетия Мануэля де Фальи, Игоря Стравинского, Леоша Яначека, Дариюса Мийо. В их наследии заметное место занимают сочинения, связанные с неофолъклоризмом. Этот термин обычно применяют по отношению к произведениям, в которых обновление выразительных средств, использование новых техник композиции органически сопряжено с опорой на фольклор. Причем, как правило, это фольклор до XX века мало, а то и совсем неизвестный в Европе и главное по своему стилю резко отличающийся от народной музыки, давно и хорошо знакомой. Среди ярких образцов неофольклоризма называют «Пятнадцать венгерских танцев» и «Два румынских танца» Бартока, «Свадебку» и «Весну священную» Стравинского, «Семь испанских песен» де Фальи и «Провансальскую сюиту» Мийо, «Енуфу» Яначека и «Венгерский псалом» Кодая.

Творчество европейских композиторов чрезвычайно обогатилось и благодаря воздействию музыкальных культур других континентов. Увы, лишь имена американских мастеров Гершвина и Бернстайна, а также бразильца ВилаЛобоса появились на страницах этой книги. Между тем в последние годы отечественная наука весьма продвинулась в освоении искусства всего мира. Восполнить имеющиеся в настоящей книге пробелы в известной мере может завершающий ее список литературы, с которой мы советуем познакомиться читателям. Дорогу осилит идущий.

Творчество композиторов США и Бразилии, о которых мы рассказывали, в какой-то степени объединяет то, что оно, выражаясь образно, питается соками родной земли, но вместе с тем крепчайшими нитями связано с музыкальными традициями Европы. И не только с исторически сложившимися здесь жанрами, формами, приемами письма, но и с современным, постоянно обновляющимся искусством Старого Света. Напомним, что и Гершвин, и ВилаЛобос в 20-е годы побывали во Франции и окунулись в водоворот ее бурной художественной жизни.

Конечно, как и повсюду в Европе, во Франции первая мировая война, нарушив мирное течение жизни, опрокинула привычные, устоявшиеся взгляды людей, их представления, вкусы и среди прочего их отношение к искусству. В среде молодых деятелей культуры возобладали антиромантические и антиимпрессионистские тенденции. Манифестом художников, охваченных подобными настроениями, стала опубликованная в 1918 году книга Жана Кокто «Петух и Арлекин». Ее автор очень известный французский поэт, драматург, театральный деятель, либреттист, художник, кинорежиссер, сценарист и критик, много сотрудничавший с разными композиторами, писал: «Довольно облаков, туманностей, аквариумов, ундин и ароматов ночи нам нужна музыка земная, музыка повседневности!»



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"