Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Кшиштоф Пендерецкий (род. 1933), польский композитор, часть 3

Вместе с Жаном Кокто движение молодых французских музыкантов, низвергавших признанные авторитеты и выступавших за эстетику урбанизма, возглавил Эрик Сати. Его балет «Парад» (сценарист Ж.Кокто, художник П.Пикассо) произвел эффект разорвавшейся бомбы и вызвал публичный скандал. Академически настроенная публика была шокирована непривычной музыкой, воплотившей дух мюзикхолла (разновидность эстрадного театра), воссоздавшей уличные шумы, автомобильные сирены, стрекот пишущей машинки.

Ошеломила и постановка хореография, сблизившаяся с эстрадой и эксцентрикой, сценическое оформление, несущее на себе печать воздействия модных в то время художественных направлений кубизма и футуризма (от латинского futurum будущее).

Но зато молодежь с восторгом встретила этот балет, и под эгидой Сати и Кокто возникло творческое объединение композиторов, с легкой руки критика А.Колле получившее название «Шестерка» (по аналогии с русской «Пятеркой» «Могучей кучкой»). В нее входили Артюр Онеггер, Дариюс Мийо, Франсис Пуленк, Жорж Орик, Луи Дюрей, Жермен Тайфер. Они были очень различны и по уровню таланта, и по складу дарования. Однако немало связующих нитей объединяло их приверженность к отечественным национальным традициям и вместе с тем увлечение всем новым, непривычным в искусстве, тем, что могло удивлять, даже эпатировать слушателей. Отсюда, к примеру, увлечение американским джазом его острым, синкопированным ритмом, его волнующими, скользящими интонациями, необычной, даже экзотичной для слуха европейцев инструментовкой.

Кумиром французских композиторов стал Стравинский, новизна идей и художественных устремлений которого будоражила умы многих его современников и побуждала их к непрерывным творческим исканиям.

В молодости участники «Шестерки» отдали дань урбанизму. Так, Мийо сочинил вокальный цикл «Сельскохозяйственные машины» на слова из каталога, а Онеггер оркестровые пьесы «Регби» и «Пасифик231». Онеггер с юности обожал плавание, регби, автомобильный спорт; его восхищало стремительное движение, а «Пасифик231» это марка сверхмощного локомотива с потрясающей скоростью. «Я не стремился подражать шумам локомотива, признавался композитор, но хотел передать зрительное впечатление и физическое наслаждение движением на чисто музыкальном построении.».

Вообще Артюр Онеггер стал одним из крупнейших представителей музыкального искусства первой половины XX века. Увлечение различными художественными направлениями, среди которых, быть может, наиболее ощутимое воздействие на него оказал неоклассицизм, отнюдь не помешало ему сохранить самобытность своего дарования.

Главное, что отличает этого композитора, высокое этическое звучание его сочинений. По-видимому, именно стремление к воплощению идеалов добра, нравственной чистоты, самопожертвования побудило Онеггера обратиться к античным, библейским и средневековым сюжетам, аккумулировавшим в себе вечные, общечеловеческие ценности и потому вошедшим в сокровищницу мировой культуры.

Именно такие сюжеты преобладают в оперноораториальных поизведениях Онеггера, где он в поисках возможно более полного и точного претворения своего замысла синтезирует элементы различных жанров и видов искусства. К самым известным сочинениям подобного типа принадлежат оперыоратории «Юдифь» и «Царь Давид», драматическая оратория «Жанна д'Арк на костре», где воскрешаются черты средневековой мистерии, оратория «Пляска мертвых», драматическая легенда «Никола из Флю». Последние три произведения, созданные в 30е годы, явились своеобразным откликом композитора на мрачные события, предвещающие вторую мировую войну.

В военные же и послевоенные годы ведущее место у Онеггера занимают симфонии, музыка которых окрашена в основном в трагические тона и нередко отличается сгущенным драматизмом. Композитор, конечно, преобразует традиционные классические схемы симфонии. Однако обычно он стремится к сохранению ее основных принципов к стройной архитектонике, строгой дисциплине мышления, нередко и к опоре на ритмы и интонации бытовых жанров, особенно песни.

Интерес к песенным, танцевальным жанрам, к народной музыке и у Онеггера, и у других французских авторов особенно усилился в середине 30х годов, когда они примкнули к движению антифашистского Народного фронта. Своей музыкой композиторы откликнулись на драматические события, выразив чувства, объединявшие в те страшные годы порядочных, честных людей всего мира. Так появились оратория «Голоса мира» Онеггера, кантата «О мире» Мийо, «Песня борцов за свободу» и «На крыльях голубя» Дюрея, «Споемте, девушки» Орика.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"