НОВОСТИ
|
Новость часа
|
Тульская афиша
|
Музыка на Визави
|
|
|
Д. Д. Шостакович
Год 1915й. Петроград.
Серые колонны солдат, гулко печатая шаг, движутся к вокзалам, оттуда — на фронт. Газеты пестрят списками убитых, сводками о передвижениях войск.
А никому неведомый девятилетний мальчик Митя Шостакович, еще только начавший музыкальные занятия, сочиняет свою первую пьесу и называет ее — «Солдат». Никто, кроме близких друзей и родных, не слышал эту пьесу, да автор и не претендует на известность. Просто он не может не высказаться о том, что волнует его самого и окружающих.
Год 1941й. Война, еще более страшная и истребительная, вплотную подошла к стенам Ленинграда. Вражеские бомбы и снаряды обезображивают прекрасный город.
И теперь уже известный всем композитор, профессор Ленинградской консерватории Дмитрий Дмитриевич Шостакович создает свою Седьмую симфонию — величественный монумент той грозной и трагической эпохе.
Эта симфония вскоре прозвучала на весь мир, показав ему нравственную силу и красоту советских людей. «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!» — воскликнул тогда один известный американский журналист.
Первое произведение создано мальчиком, второе — прославленным мастером. Нельзя поставить их рядом — так велика между ними разница, но есть нечто общее, что роднит их: интерес к современности, к тому значительному, что совершается вокруг, стремление воплотить все это в музыкальных образах.
И пусть в первой пьесе сделано это по-детски наивно, но в попытке откликнуться на происходящие события проступает основная характеризующая мальчика черта — заинтересованность в судьбах мира, ставшая в дальнейшем ведущим творческим принципом композитора Шостаковича.
Седьмая симфония Шостаковича
Седьмая симфония: будто механическая, мертвящая душу музыка передает звериный облик фашизма в его наступательном, агрессивном движении, музыкальные образы симфонии становятся словно зримыми для слушателей.
Одиннадцатая симфония «1905 год»: мы слышим мучительный вопль поверженной толпы, стоны и проклятия палачам.
Двенадцатая симфония «1917 год»: настороженная тишина Дворцовой площади перед решающим штурмом Зимнего дворца и сам штурм — шквал звуков, взметнувшихся победными фанфарами.
Для Шостаковича характерно тонкое проникновение в сокровенные глубины человеческой психики. Собирательный образ героя его произведения — это образ человека, наделенного тонкой, чуткой душой, развитым интеллектом и большой восприимчивостью к окружающему.
Отношение к своему герою у композитора очень заинтересованное, сочувственное. Он горячо проникается его чувствами и мыслями, его радостями и печалями. Отсюда то ощущение взволнованности, которой проникнута его музыка и которой проникаемся МЫ, слушатели. Д Д Шостакович.
Произведения Шостаковича очень многозначны — все сложно в этом мире, сложна и музыка, отображающая его. Может ли она быть лишь благозвучной, ласкающей слух, если отображает наше великое и трагическое столетие, на протяжении которого дважды разыгрывались кровавые трагедии — мировые войны, за которые человечество поплатилось десятками миллионов жизней?
Музыка, наполненная обостренным чувством боли
Причастность композитора к потрясениям нашего времени наполняет его музыку обостренным чувством боли, горячего сочувствия чужому страданию, протестом против несправедливости. И потому мир его образов в основе своей трагедиен. Но вместе с тем неистребимая вера в добро, справедливость, страстное желание переделать мир приводят к тому, что, отображая в своем творчестве борьбу и связанные с ней неизбежные страдания, Шостакович никогда не становится пессимистом — это чуждо и его социальной природе, и его человеческой личности.
Протестуя против несовершенства жизни, Шостакович проповедует борьбу — страстную, непримиримую борьбу со злом. Потому-то так сильно в его музыке неприятие этого зла, ибо, как сказал Н. Некрасов:
То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть.
Значение художника не только в его талантливости. Можно быть одаренным художником и оставаться чуждым интересам своего народа, тем социальным и нравственным проблемам, которыми живет современное общество. В творческой же личности Д. Д. Шостаковича гармонично сочетались огромная художественная одаренность и высокая гражданственность, верное ощущение своей эпохи.
Этот замечательный композитор создал новый музыкальный язык, которым выразил не только наше время, но и предвосхитил дальнейшие пути развития музыки. Но особому строю музыкального языка Шостаковича все же присущи традиционные черты русской классической музыки, например народнопесенный склад отдельных тем в крупных произведениях (в опере «Катерина Измайлова», в Пятой, Десятой, Тринадцатой симфониях, в вокальносимфонической поэме «Казнь Степана Разина»). Неразрывная связь с культурой своей Родины помогла ему создать искусство, выходящее за пределы узконациональных рамок. Будучи композитором русским, советским, Шостакович сделался музыкантом мировой величины, его творчество стало неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры.
Первая половина жизни Шостаковича
Первая половина жизни Дмитрия Дмитриевича Шостаковича связана с Ленинградом — городом революционных и художественных традиций, воспетым многими русскими поэтами, художниками. Здесь, среди торжественной красоты улиц и площадей, прошли его детство и юность. Здесь познал он первые свои творческие радости и огорчения, услышал гром аплодисментов, здесь впервые прозвучали его произведения, в которых воспел он свою Родину, своего современника, свой Ленинград. Здесь он из ученика превратился в авторитетного учителя, творчество которого является образцом для нового поколения композиторов.
Родился Д. Д. Шостакович 25 сентября 1906 года. Отец его, инженерхимик, сотрудник Д. И. Менделеева, был большим любителем музыки. Обладая мягким, приятным баритоном, он с тонким вкусом исполнял на домашних вечерах романсы и народные песни.
Поэтичность, потребность в общении с искусством были присущи и другим членам семьи Шостаковичей. Музыкально одаренной была мать будущего композитора. В юности, учась в консерватории, она подавала немалые надежды как пианистка. И хотя раннее замужество и рождение детей помешали осуществлению этих надежд, она навсегда сохранила живой интерес к музыке и стала первой музыкальной наставницей своего сына. Успехи его поначалу не были блестящими, и ничто не предвещало того, что вихрастый, не очень покладистый мальчик станет впоследствии выдающимся музыкантом. Тем не менее, играя несложные пьесы, он неожиданно проявил замечательно цепкую музыкальную память, абсолютный слух, а вскоре и упорство, что облегчило ему дальнейшие занятия, сделало их интенсивнее.
Развитие талантливого юноши, уже в стенах Петроградской консерватории, протекало стремительно и бурно. Окружающих — и профессоров, и студентов — поражала необыкновенно яркая и разносторонняя его одаренность: блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать с листа не только фортепианную литературу, но и сложные оркестровые партитуры, пытливый, острый ум, способный быстро воспринимать и оценивать все, что он слышал в классах консерватории, на концертах. Однако не только замечательные природные способности помогали молодому музыканту в его продвижении вперед, но и железная дисциплина во всякой работе, огромное трудолюбие и целеустремленность, которые могли служить примером для всех.
Рекомендуем: |
|
|
|