Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Первая симфония Шостаковича

К окончанию консерватории Шостакович создает Первую симфонию, которая сразу же определила его место в русской симфонической музыке.

Шостакович

Поражает широта творческих интересов начинающего композитора, которая проявилась уже в первое десятилетие после окончания консерватории. Даже не верится, что один человек мог написать такие противоположные по содержанию произведения, как простые, обаятельные песни из кинофильмов («Встречный», трилогия о Максиме, «Златые горы»), и сложную для восприятия оперу «Нос», Вторую, Третью симфонии, и утонченные, изысканные романсы на слова японских поэтов, и трагедийную оперу «Катерина Измайлова», и легкие, веселые, с незатейливым сюжетом балеты, и музыку к различным драматическим спектаклям, к таким, как «Гамлет» Шекспира и «Клоп» Маяковского. Во всех этих произведениях ярко проявился жадный интерес к жизни, глубина интеллекта молодого композитора.

Особенно значительным для его развития оказалось сотрудничество — в конце 20х годов — с некоторыми театральными и кинорежиссерами. Музыкально оформляя драматические спектакли и кинофильмы тех лет, Шостакович создавал музыку, близкую эпохе, современникам. Различные по характеру оркестровые эпизоды, созданные для кинофильмов,— это чаще всего развернутые оркестровые пьесы, выросшие из мелодий известных революционных песен. Так, из «Марсельезы» родился симфонический эпизод, сопровождающий баррикадные бои в кинофильме «Возвращение Максима», а из песни «Вы жертвою пали» вырос трагический финал фильма «Великий гражданин».

Композитор всегда стремился не только охарактеризовать отдельных героев, драматические ситуации, но и отобразить определенную эпоху, ее характерные черты. Интересны песни рабочих окраин, которые Шостакович ввел в кинофильм «Человек с ружьем» («Тучи над городом встали») и в кинотрилогию о Максиме («Крутится, вертится шар голубой»). Они не только верно передавали колорит того времени, но и прочно вошли в музыкальный быт 30х годов. А прекрасная, мелодичная «Песня о встречном» из кинофильма «Встречный» с ее упругим волевым ритмом, светлым, радостным характером так полно выражала эпоху строительства новой жизни, что стала ее знаменем, символом. Она легко перешагнула границы и вскоре зазвучала во всех странах Европы, где ее быстро «присвоили», забыв об авторе. В Швейцарии, например, ее стали исполнять как свадебную песню.

Первые достижения Шостаковича

Первые серьезные достижения Шостаковича в развитии гражданской тематики в музыке — его Вторая и Третья симфонии (1927—1929 гг.). И в творчестве этого композитора, и в истории русской музыки они занимают место особое, ибо явились одними из первых симфонических произведений, где была отражена революционная тема.

В 1928 году композитором была создана первая опера — «Нос» на сюжет повести Н. В. Гоголя.

нос гоголя

Обращение к произведению великого русского писателя сыграло важную роль в развитии Шостаковича как художника, выявило своеобразие, оригинальность его устремлений. Так же как Гоголь, он был уверен в том, что литература, искусство могут изменить жизнь, сделать ее не только осмысленной, но и прекрасной — нужно только показать все, что делает ее безобразной, подчеркнув, что много зависит от самих людей.

Как и Гоголь, Шостакович использует в опере два пласта социальной сатиры: первый — сатирический гротеск в тех сценах, где действуют майор Ковалев и его Нос, второй — бытовая сатира на чиновничий Петербург, служащий фоном для фантастических приключений героя.

Те же черты— сатирический гротеск и бытовая сатира — присутствуют и во второй опере Шостаковича — «Катерина Измайлова» (1932 г.). Но основным здесь стал высокий трагедийный пафос; потому опера имеет подзаголовок «трагедиясатира».

Сюжетом оперы послужила повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», с сокращениями, с иной расстановкой акцентов. В центре оперы — простая русская женщина, искренне полюбившая и не размышляющая о последствиях своей любви. Главным для композитора стали глубина чувства, переживания героини, ее угрызения довести.

Персонажи оперы Шостаковича

Каждый персонаж оперы — живой конкретный характер, но сильнейший, конечно,— трагический образ Катерины. Сочетание интонаций городского романса и народных причитаний (которые встречались в операх композиторов «Могучей кучки») создает особое настроение смутного протеста.

Два первых ее ариозо: «Воздух на дворе весенний» и «Много вы, мужики, о себе возмечтали» — дают как бы экспозицию этого образа, натуры страстной, гордой, тоскующей по жизни осмысленной, содержательной, наполненной сильным чувством.

Великолепна музыкальная характеристика возлюбленного Катерины — Сергея, которому суждено было сыграть в ее жизни роковую роль. Речь его, обращенная к Катерине, пронизана интонациями сентиментального вальса, а в оркестре, выдавая истинное лицо «героя», нагло и развязно звучит пошленькая полька. И дальнейшие его лирические излияния сопровождаются то интонациями душещипательного романса с переливами арфы, то балалаечным треньканьем. Так разоблачать, уничтожать средствами музыки может лишь подлинный художник-реалист.

Страшен образ свекра, Бориса Тимофеевича, с остервенением избивающего пойманного им Сергея, которого он увидел в окне невесткиной комнаты. И когда, обессиливший от ярости, он просит подать ужин, Катерина вдруг чувствует, что его нельзя не убить.

В сцене отравления музыка мучительно напряженна. Многократно повторяясь, словно завороженная, звучит одна и та же попевка у скрипок в высоком регистре: в ней и решимость Катерины, и ее страх перед тем, что неизбежно должна она совершить. А потом над умирающим свекром она громко, истово причитает. И это не ханжество, а ужас перед содеянным, желание отмежеваться, убедить окружающих и себя в непричастности к смерти старика.

Злая сатира — образ Священника, который весело балагурит над умирающим: «Ох уж эти мне грибки». Священник до конца разоблачается оркестром, где звучит то игривая полька, то приплясывающий опереточный ( мотивчик. Эта сцена — одна из лучших и в этой опере, и в мировой оперной музыке: она потрясает своим реализмом.

Большой хор гостей на свадьбе рисует пьяное веселье, а на этом фоне звучит другой мелодический пласт, иная музыка, передающая страдания Катерины, мятущейся и истерзанной ужасом перед содеянным. Этот двойной поток музыки движется к своему трагическому завершению — приходу полицейских. С их появлением в оркестре утверждается и неотступно звучит примитивный «долбящий» мотив, олицетворяющий насилие.

И начинается самое унизительное для героини: «Нелегко после почета да поклонов перед судом стоять»,— сиротливо и одиноко звучит предпоследний монолог, в котором слышатся отголоски ее первых двух ариозо, словно попранные и поруганные мечты напоминают о себе.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"