НОВОСТИ
|
Новость часа
|
Тульская афиша
|
Музыка на Визави
|
|
|
Опера «Катерина Измайлова»
Позор и падение Катерины
Позор и падение Катерины — лишь начало самого страшного испытания: вероломной измены Сергея, которого она попрежнему любит. Нестерпимая боль унижения, язвительные насмешки окружающих и Сергея, счастливого (как может быть счастлив каторжанин) с другой женщиной, лишают ее нравственного стрежня, без чего жизнь ее становится невозможной.
Кульминация развития образа героини — ее последний монолог «В лесу, в самой чаще есть озеро». Уже ни ужаса перед содеянным, ни унижения от вероломной измены Сергея, ни отчаяния нет в этой исповеди «в вечность глянувшей души», испепеленной страданиями. В этой сцене Шостакович близок к Чайковскому и Мусоргскому — то же сочувственное отношение к человеку, тайны души которого он разгадал и гениально воплотил в своей музыке. Необычайно тонкого психологического эффекта композитор добивается здесь простыми средствами, ставшими традиционными: свободно развивающаяся мелодия, близкая к русским народным песням, гибко следует за малейшими оттенками чувств Катерины, передающими состояние полной отрешенности, безучастности ко всему. А выразительные, словно говорящие паузы между отдельными фразами делают ее музыкальную речь медлительной, заторможенной. Все это звучит на фоне простого, сдержанного оркестрового сопровождения. Тема смерти встает во всем ее трагизме.
Дальнейшее уже ничего не прибавляет к развитию образа Катерины, и самоубийство воспринимается как единственный выход из того тупика — нравственного и жизненного, в котором она оказалась.
Одинока была Катерина, живя в «темном царстве», одинокой осталась и в среде людей страдающих, но не сломленных жизнью. К ним, несомненно, принадлежит Старый каторжанин, образ которого полон большой моральной силы, олицетворяющей собой мудрость, несокрушимость вольнолюбивого духа народа. Его прекрасная песня в последней картине очень близка к народной и по своему характеру (напоминающему старинные русские эпические песни и так называемые песни каторги и ссылки), и по своему строению. А его вопрос «Разве для такой жизни рожден человек?», которым кончается опера, требует одного ответа — отрицательного.
Опера «Катерина Измайлова»
В опере «Катерина Измайлова» проявились лучшие черты русской классической музыки: русская песенная стихия, сочетание психологической углубленности с широким показом картин окружающей жизни, глубина философских обобщений. Опера покоряет не только жизненной правдивостью, национальным колоритом, но и теплотой человеческого участия, глубиной сострадания.
Интересно отметить, что такое глубоко трагедийное произведение создавалось одновременно с комедийным балетом «Светлый ручей», близким по музыке к предыдущим балетам Шостаковича «Золотой век» и «Болт».
Неуемная жажда творчества, стремление высказать себя в самых различных, даже противоположных, сферах — комедийной и трагедийной — с использованием для этого самых различных музыкальных жанров было характерно для Шостаковича тех лет.
Вершиной симфонического творчества Шостаковича довоенного периода, как и всего советского симфонизма 30х годов, стала Пятая симфония.
Основные темы Пятой симфонии делятся на две образные сферы: образам высокой человечности, поэзии противостоят образы зла, жестокости.
Большое место в первой части симфонии занимает темаэпиграф, темасимвол: властная, решительная, она овладевает всем движением, развитием мысли, то направляя его, то становясь на пути грозной преградой.
После ее появления в самом начале первой части, как антиподы, звучат другие мелодии.
Первая из них всей сутью своей противостоит вступительной теме: ее печально никнущие интонации, полные тихой, затаенной боли, чередуются с порывистыми взлетами. А почеловечески теплый, задушевный голос скрипок придает музыке характер особой нервной напряженности, переходящей порой в мучительный всплеск отчаяния. Все это полно искреннего, глубокого чувства, что невольно воспринимается как страстный монолог, исповедь души — страдающей и смятенной.
Близка к ней по характеру и следующая тема, тоже скорбная, задушевная.
Отдельные отрывки основной темы оперы
В разработке первой части появляются отдельные отрывки основных тем, но преобладает первая из них. В следующем разделе — репризе — она уже не возвращается. Но прежде чем исчезнуть, эта тема проходит «ряд волшебных изменений». Если при своем появлении она почеловечески тепла и задушевна, то в разработке к моменту первой кульминации, вдруг неожиданно преобразуясь, кажет новый свой лик: в неотразимо наступательном динамичном марше, в трубном громогласии медных духовых инструментов она приобретает совсем иной характер — гневный, решительный. Явив миру свой протестующий голос, она постепенно исчезает, проникая отдельными интонациями в другие темы, которые остаются звучать в дальнейшем. Первая часть завершается мучительносмятенным вопросом; ответ на него дает лишь последующее развитие музыки.
Беззаботной радостью звучит Скерцо, вторая часть, оттесняя собой все предыдущие образы — тревожные и сумрачные.
Третья часть симфонии — Анданте — самая значительная часть, ее философский центр. Вся она пронизана пленительными мелодиями, близкими по духу к народным русским песням, хотя сходство это распознается не сразу. Оно — не внешнее. Лишь характер музыки, такой же человечный, как в русских народных лирических песнях, да протяжная распевность выразительных мелодий напоминают их. И тут же — потаенная страстность и глубина лирического чувства, неповторимый музыкальный язык Шостаковича, язык сегодняшнего дня, нашей современности.
Стремительным, безудержным потоком врывается музыка финала, она словно взрывает тишину и умиротворенность, воцарившиеся в конце предыдущей части. Тема массового шествия — главная тема финала. Упругий ритм, звучание медных духовых инструментов сразу определяют ее мужественный, решительный характер. Последняя, заключительная часть симфонии — самая действенная ее часть, хотя в ней нет резко контрастных образов, нет такой напряженной борьбы, какая была свойственна первой части.
Итог десятилетнего творчества композитора
Пятая симфония подытожила собой десятилетний период в творческой биографии композитора. И слушатели, и критики встретили ее горячо, даже восторженно. Большинством она была воспринята как произведение трагедийное, как исповедь человека, прошедшего через многие нравственные испытания. Вечная, всегда волнующая тема становления человеческой личности в борьбе и страданиях раскрыта в этой симфонии с потрясающей правдивостью.
К концу 30х годов относится начало работы Д. Д. Шостаковича над новой симфонией, посвященной В. И. Ленину. «Написать симфонию, посвященную памяти Владимира Ильича Ленина,— мое заветное, давнишнее желание,— писал он тогда.— Мысль об этой симфонии возникла еще в 1924 году, в дни глубокого всенародного траура». В этом вокальносимфоническом произведении композитор намеревался использовать стихи В. Маяковского, С. Стальского и Джамбула. Но, как мы уже говорили, этот замысел тогда остался неосуществленным. Лишь в 1961 году Шостакович написал симфонию, посвященную В. И. Ленину,—«1917 год», Двенадцатую.
Начавшаяся в 1941 году война перевернула все, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени.
Вскоре после начала войны Ленинград был, окружен огневым кольцом блокады, которая длилась девятьсот дней и ночей и унесла сотни тысяч жизней. Но непоколебимы были героический дух города и его уверенность в победе, ибо каждый верил:
Вражье знамя растает, как дым. Правда за нами — и мы победим!
Так от имени ленинградцев писала поэтесса Ольга Берггольц. И каждый понимал, какого мужества и какого напряжения духовных и физических сил, каких жертв потребует эта война. Там, в осажденном Ленинграде, во мраке, в голоде, в печали.
Где смерть, как тень, тащилась по пятам, оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор — Д. Д. Шостакович.
Рекомендуем: |
|
|
|