Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Трио для фортепиано

Второе произведение Шостаковича тех лет — Трио для фортепиано, скрипки и виолончели — также, если не более, насыщено трагедийными образами. Посвящено оно памяти Ив. Ив. Соллертинского, лучшего друга Шостаковича, умершего в эвакуации.

Второй квартет — последнее произведение Шостаковича военных лет — заключает в себе сложный мир лирико-драматических образов, полных внутренней динамики, психологических контрастов. Прекрасны в нем выразительные мелодии, близкие по духу к русским народным песням.

Шостакович

Третий квартет, созданный уже после войны, по содержанию очень близок к Восьмой симфонии.

Дважды принимался Шостакович за создание новой, Девятой симфонии. И наконец осенью 1945 года она была впервые исполнена сначала в Ленинграде, а затем в Москве.

Каждая из пяти ее частей заключает в себе свой особый мир чувств и настроений. Но всех их объединяет светлое мироощущение, которое впервые за последние годы зазвучало в творчестве Шостаковича. В этой симфонии нет резких контрастов, противопоставлений, музыкальных эпизодов, она явилась как бы интермеццо между двумя трагедийными вершинами — Восьмой и Десятой симфониями.

Кончилась война. Страна вставала из руин: разрушенные, выжженные города и села, поля, вспаханные снарядами и покрытые грудами обгоревшего металла,— все ждало своего возрождения, которое требовало нового напряжения сил миллионов людей.

В этот период Шостакович пишет музыку к многим кинофильмам. Такие фильмы, как «Молодая гвардия», «Пирогов», «Мичурин», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина», «Виссарион Белинский», «Незабываемый 1919й», были посвящены значительным событиям в истории страны, нашим замечательным соотечественникам. Выразительная и достаточно простая музыка к этим фильмам, оптимистическая по характеру, способствовала созданию образов героев, верящих в будущее своего народа.

«Песнь о лесах»

Эти музыкальные образы Д. Д. Шостакович развил затем в новом произведении — оратории «Песнь о лесах», которая явилась естественным завершением его творческих исканий первых послевоенных лет.

Семь частей оратории — семь картин из нашего прошлого, настоящего и будущего. Сами названия говорят об их содержании: эпически скорбная музыка первой части «Когда окончилась война» контрастно оттеняется активной, действенной второй частью «Оденем Родину в леса»; полное тихой горести «Воспоминание о прошлом» — третья часть — сменяется звонко-радостной, задорной песней «Пионеры сажают леса» в исполнении детского хора, а энергичная маршевая песня «Сталинградцы выходят вперед» вместе с лирически проникновенной «Будущей прогулкой» подводят к завершающей части оратории — торжественной и величественной «Славе».

Эмоциональные оттенки оратории очень разнообразны, но преобладают в музыке настроения светлые. Таким образом, глубокий трагизм многих сочинений Шостаковича сменился в послевоенные годы активным жизнеутверждением.

Оратория «Песнь о лесах» явилась первым крупным произведением Д. Д. Шостаковича, где большую роль играло массовое песенное начало: вокальные монологи-повествования, марши, песня-романс, торжественный гимн. Эта массовость, простота и доступность музыкального языка определили народный характер произведения — так увидеть и передать в музыкальных образах общее настроение людей в эпоху созидания мог художник, глубоко чувствующий душу своего народа, живущий с ним одними заботами. В этой музыке не только горячее сочувствие к страданиям народа, его прошлым бедам, но и восхищение его силой, стойкостью духа, крепостью рук. И выражено все это очень искренне и убедительно.

Обращение к злободневности не случайное явление в творчестве Шостаковича, как и вообще в советском искусстве. Композитор всегда остро реагировал на события, которые так или иначе отражались в судьбах его страны и всего мира. В последние годы не долго был мир и покой в душе художника. Еще величаво и спокойно звучали прекрасные песни, написанные им для кинофильмов, оратория «Песнь о лесах», философские по содержанию прелюдии и фуги. А над миром снова сгущались тучи. Началась «холодная война», которая вот-вот могла стать «горячей». Росло и ширилось движение сторонников мира, и Д. Д. Шостакович принимал в нем активное участие.

Русская делегация в США

В 1949 году композитор, как член Советского комитета защиты мира, побывал в составе русской делегации в США на Всемирном конгрессе деятелей науки и культуры.

Русская делегация была восторженно встречена конгрессом. Когда она появилась, переполненный зал запел гимн Объединенных наций на мелодию «Песни о встречном» Шостаковича.

Закончился конгресс грандиозным митингом в Медиссонсквере, где собралось не менее 30 тысяч американцев. Снова прозвучал гимн Объединенных наций. Шостакович, бурно приветствуемый присутствующими, сказал небольшую речь, а потом сел за рояль и сыграл Скерцо из своей Пятой симфонии. Успех его выступления, как и других советских делегатов, был очень велик. Предполагалась даже их поездка по стране. Но госдепартамент США срочно предложил всем русским покинуть страну.

Еще через год, в 1950 году, Д. Д. Шостакович — делегат II Всемирного конгресса мира, который предполагалось тоже провести в Америке. Но правительство Трумэна выразило свой протест, отказав некоторым (лишь некоторым) делегатам конгресса в визе на въезд в страну. Перенесенный в Варшаву, конгресс все же состоялся, и его резонанс в мире был очень сильный.

Под впечатлением событий тех лет создавал Шостакович свою новую, Десятую симфонию, закончив ее в 1953 году. Известный чешский композитор Вацлав Добиаш писал: «Мало кто из современных композиторов сумел так изобразить горести и надежды современного человека, как это сделал Шостакович в своей Десятой симфонии.

Мысль об опасности скрытая в симфонии

Музыка симфонии не только предостерегает, но заставляет обжечься мыслью об опасности. Она взывает. Неужели человечество не понимает всего, что заложено в нем прекрасного?! Естественно, что эта музыка полна скорбного чувства, ужаса и негодования, достигая при этом предельной жизненной и социальной конкретности».

Отсюда такая исступленность мыслей и чувствований героя, который ищет и не находит себе утешения, пока мир так неустроен. Он ни на минуту не останавливается, не отказывается от все новых напряженных поисков — в этом вся его жизнь. Трагедия героя в том, что он осознает свою силу, уверен в достижимости, доступности всего лучшего, но не может это осуществить, ибо зло мира многолико и вездесуще, поэтому борьба с ним очень напряженна и мучительна.

В 40е годы Русская музыка прочно завоевала положение авангарда современной музыки, а произведения советских композиторов, в том числе и Шостаковича, с огромным успехом звучали в исполнении лучших музыкантов на всех континентах земного шара. «Первый вывод, который напрашивается после прослушивания программ русской симфонической музыки, не нов,— писала тогда одна из французских газет.— Но его стоит здесь напомнить: музыкальная культура в Советском Союзе — явление массовое, в то время как на нашем старом Западе она роскошь, достояние интеллектуальных слоев. Музыка в Советском Союзе — не просто прихоть дилетантов, но глубокая потребность, такая же, как чтение, живопись, театр, позволяющая человеку развивать все его способности. При этом сохраняется полная возможность проявления таланта, вкуса и индивидуальности каждого художника». События минувшей войны оставили неизгладимый след в сознании композитора и стали той призмой, сквозь которую он всматривался в события начала 50х годов.

Опыт прошлых лет подсказывал ему непримиримую позицию по отношению ко всякому злу. И деятельную, активную любовь к человеку, которая требует, по мысли художника, вмешательства в действительность, освещения различных ее сторон. Это помогает выявить зло, ставшее ее частью, а познавши — уничтожить.

Вот почему в Десятой симфонии воссоздана картина не цельного и гармоничного мира, а внутренне противоречивого, полного контрастов.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"