НОВОСТИ
|
Новость часа
|
Тульская афиша
|
Музыка на Визави
|
|
|
Шостакович: Человек и окружающий его мир
Перед композитором стояла трудная задача — дисгармонию современного мира представить с помощью музыкальных образов, средствами своего искусства воплотить старую и вечно волнующую тему — «человек и окружающий его мир». (Эта тема, вошедшая в творчество Шостаковича еще в 30е годы, теперь как бы заново трансформируется, словно одна и та же мысль в различных ее проявлениях)
Композитор не только сам осмысливает происходящее, но и вовлекает слушателя в этот сложный процесс, одновременно направляя его мысль, выделяя главное своим острым зрением и слухом.
Десятая симфония — одно из самых лиричных произведений Шостаковича.
В музыке явственно слышится внутренняя взволнованность, горячая заинтересованность в судьбах мира — всего человечества и отдельного человека, что делает эту симфонию и объективной, и субъективной, ибо в ней отразилась не только реально существующая действительность, но и отношение к ней художника-творца.
В ней, как и в других лучших своих произведениях, композитор говорит о личных переживаниях и одновременно передает мысли и чувства миллионов своих современников, живущих в таком тревожном мире.
Музыка Десятой симфонии прекрасна своей выразительностью и напевностью. Причем характер большинства мелодий — исконно русский, глубоко лиричный, проникновенный. Но не только отдельные темы определяют национальный характер этой симфонии. Вся ее музыкальная ткань пронизана интонациями русского народного склада, и даже метод их разработки приближен к народной хоровой манере исполнения, а различные ритмы и своеобразие гармонического языка дополняют общее впечатление. И, возможно, потому при всем неоспоримом совершенстве предыдущих симфоний Шостаковича Десятая выделяется особым, высокопоэтичным строем основных своих образов, их теплотой и глубокой человечностью.
Новым этапом в развитии гражданской лирики Д. Д. Шостаковича стал цикл «Десять поэм» для хора без сопровождения на стихи русских революционных поэтов, созданный в 1951 году. Это произведение проникнуто горячей сердечностью и пафосом революции. Оно занимает особое место и в творчестве Шостаковича и в истории всей русской музыки, ибо было первым по-настоящему значительным произведением, в котором столь высокохудожественно отображена идея революционной борьбы.
Музыкальные истоки произведения
Музыкальные истоки этого произведения — в старых революционных песнях. И хотя композитор не использует ни одной подлинной мелодии, но их интонации питают образы отдельных поэм: то сдержанные и гневные («9е января», «Они победили!»), то лирически проникновенные («Об одном из них», «При встрече во время пересылки»), то мужественно призывные, решительные («Смелей, друзья!», «На улицу!», «Майская песня»).
Первая поэма — «Смелей, друзья!» — своеобразный эпиграф ко всему произведению. Она проникнута радостной устремленностью, непоколебимой уверенностью в правоте своего дела и в его конечном торжестве. Мелодия решительно-призывного характера как нельзя лучше соответствует стихам — таким же решительным и властно зовущим вперед.
Трагические судьбы революционеров отражены в таких поэмах, как «Один из многих» (о погибшем в тюрьме юном революционере) и «При встрече во время пересылки». Эта поэма, как и посвящение «Казненным», напоминает суровую надгробную речь — то сдержанно-гневную, то патетически-приподнятую, но всегда мужественную.
В призывной песне «На улицу!» отражена тема активной революционной борьбы. К этой песне близок по характеру кульминационный хор цикла — «9е января» — поэма, посвященная событиям «кровавого воскресенья». Здесь чередуются призывные возгласы и скорбное обращение народа к царю. Драматическое повествование о трагических событиях 9 января 1905 года выделяется множеством наполняемых его чувств и вместе с тем единством, цельностью музыкальных образов. Хор то, как бы наблюдая со стороны, обрисовывает все происходящее, и слушатели при этом ясно видят и крестный ход народа к Зимнему дворцу, и расстрел, то выражает настроения отдельных групп народа, их обращение к царю, исполненное наивной веры в него и интонационно близкое к народным плачам и причитаниям. Музыка зримо рисует панораму событий и вместе с тем передает самые различные чувства участников этой трагедии.
Последующие две поэмы посвящены памяти жертв («Смолкли залпы запоздалые») и гневному обличению царских сатрапов («Они победили!»). В музыке мужественно-суровая скорбь сменяется призывно-ораторскими интонациями.
Рекомендуем: |
|
|
|