Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина»

В 1963 году Шостакович пишет свое новое сочинение — вокально-симфоническую поэму «Казнь Степана Разина». Литературным материалом, который лег в основу этого произведения, послужил отрывок из поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС». Поэтическое слово и музыка, тесно переплетаясь, участвуют в этом произведении как равно необходимые, равнозначные элементы для передачи замысла. Основу содержания поэмы составляют далекие события русской истории XVII века. Но музыка, повествуя о них, звучит светло и современно, что приближает их к нам.

Силой своей гениальной музыки Шостакович делает слушателя как бы свидетелем происходящих событий, которые он воспроизводит реалистически правдиво. Вместе с тем композитор позволяет нам понять измученную душу героя, почувствовать его предсмертную тоску и безграничное одиночество, страдания поруганного человеческого достоинства и, наконец, осознание «не зазря» прожитой жизни и мученической смерти.

Гнев и возмущение, боль и страдание, миг светлых воспоминаний и поток нескончаемых мучений — нравственных и физических. Все это предельно точно отражено в музыке — необычайно эмоциональной, импульсивной.

Небольшое оркестровое вступление, которым начинается поэма, звучит неторопливо и величаво, подобно зачину древнерусских сказов о делах «давно минувших дней».

Этой темой, вслед за оркестровым вступлением, начинается и рассказ солиста-повествователя. Здесь, при первом своем появлении, она сурова и сдержанна. Оркестр прерывает повествователя, рисуя дикое возбуждение людей, заполнивших Красную площадь,— будут казнить Стеньку Разина, и толпа с откровенным бесстыдством ликует, предвкушая кровавое зрелище. Эта ужасная картина угнетает, подавляет своей безрассудной жестокостью, бессмысленностью.

Но вот сурово и величаво звучит скорбная мелодия — монолог самого Степана Разина: неторопливая, исполненная величия исповедь глубоко страдающего человека. Неотвратимо приближается его мученическая смерть.

Музыкальный материал сцены казни не нов

Отдельные интонации, темы уже встречались в первых разделах поэмы, но теперь они обрели иное содержание, обогатившись новым звучанием, новыми выразительными попевками, которые придали всей сцене иной смысл. Это наиболее полно выражено в утверждении хоровых голосов о «не зазря» погубленной Стенькиной жизни.

Главное в поэме — прозрение народа, и это особенно ярко проявилось в кульминации, следующей вслед за казнью. Удар топора палача — как ясно слышен он в оркестре! — оборвал жизнь героя, и он же положил начало бессмертию его духа, мятежного, непокорного,— народ прозрел, осознав все величие его подвига.

В победном эпилоге слышится торжество неукротимого духа Степана Разина и того дела, ради которого он погиб.

Когда-то, еще в юности, Шостакович горячо полюбил поэзию А. А. Блока. Этот замечательный, тонкий поэт был чем-то сродни пылкому юноше, которого современники называли Флорестаном и «Очарованной душой». Любовь к утонченной лирике Блока осталась у Шостаковича на всю жизнь, однако в музыке она до времени не нашла определенного выражения.

Но в конце 60х годов композитор создает произведение большой художественной силы — вокальный цикл на стихи А. Блока. В нем семь романсов, не связанных между собой определенным содержанием, но передающих различные состояния, настроения. Содержание их — в поэтическом восприятии мира, такого различного и текущего, изменчивого, неустойчивого.

Предназначается цикл для сопрано соло в сопровождении трио инструментов — скрипки, виолончели и фортепиано. Партии всех исполнителей индивидуализированы, выразительны, и поэтому, несмотря на камерный состав, музыка звучит насыщенно и полно. Последние симфонии Шостаковича — Четырнадцатая и Пятнадцатая — выражают новый круг морально-этических проблем нашего сложного времени и вместе с тем общечеловеческого значения. Во всех этих произведениях мы неизменно ощущаем породившую их эпоху, с обнаженными контрастами и необычайно напряженным ритмом жизни.

Социальные сдвиги

Как никто из современных художников, этот композитор своей музыкой утвердил право и возможность музыки отображать социальные сдвиги, воспевать борьбу за те идеалы, к которым стремится человечество. Отсюда проистекают характернейшие черты его творчества — интерес к социальным проблемам, социальная страстность, высокий гуманизм, личная заинтересованность в судьбах мира, во всем значительном, что происходило на протяжении веков и что происходит сейчас. Это чувство высокой гражданственности, верное ощущение эпохи и своего места в ней гармонично сочетаются в творческой личности Шостаковича с огромной художественной одаренностью.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — признанный во всем мире композитор. Он почетный член многих зарубежных академий. Неоценим вклад композитора в музыкальную культуру нашей эпохи. Свидетельство тому — сама его музыка, потрясающая умы и сердца наших современников своей страстью, правдивостью, новизной. И своим глубоким историзмом. Каждое его произведение, какую бы историческую эпоху оно ни отражало, всегда о нас, о нашем времени, ибо в нем бьется беспокойная, ищущая мысль нашего современника, человека с такой огромной и дерзновенной душой, в которой уместился весь многообразный мир.

Всю жизнь Д. Д. Шостакович много сил и. энергии отдавал общественной деятельности — был депутатом Верховного Совета Российской Федерации, секретарем Союза композиторов, членом Всемирного Комитета защиты мира; вел большую педагогическую работу. Советское правительство, высоко оценивая заслуги выдающегося музыканта, присвоило ему звание народного артиста Российской Федерации, Героя Социалистического Труда.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"