Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


срочно требуется няня москва

 

 

А. И. Хачатурян

Музыка Арама Ильича Хачатуряна — это неповторимый и удивительно красочный мир восточных образов, то величественных, строгих, то затейливых, прихотливых, напоминающих изящные миниатюры. В творчестве Хачатуряна преобладают радостные, солнечные тона, поэтому в них столь буйное пиршество красок, смелых и необычайных звучаний. «Это Рубенс нашей музыки,— сказал о нем Б. В. Асафьев,— но Рубенс восточных сказок. Искусство Хачатуряна зовет: «Да будет свет! И да будет радость!». Но не только светлые и радостные настроения звучат в произведениях композитора — есть у него и сочинения полные драматизма. Однако в них также выражено стремление воспеть конечное торжество света и добра. Почти все творчество Хачатуряна пронизано стихией танца, то стремительного, вихревого, то плавного, лирического. Отсюда — необыкновенное разнообразие ритмов, ровных, спокойных и острых, напряженных. Не удивительно, что для Европы эта музыка явилась откровением: столько в ней подлинно народного, типично национального — наивного и мудрого, скромного и величественного, безудержного порыва, мощной стихийной силы.

Музыка народов Востока существует тысячелетия. На основе ее композиторы Закавказья (Комитас, Палиашвили, Спендиаров) создали немало талантливых произведений — камерных, хоровых, опер. Но именно А. И. Хачатурян, первый из восточных композиторов, использовал в своем творчестве крупные симфонические формы. Обогатив ими национальную музыку, он поднял ее на более высокий профессиональный уровень.

В его творчестве соединились лучшие черты национальной, русской и зарубежной музыки.

А. И. Хачатурян был человеком высокой музыкальной культуры. Свое образование он получил в Московской консерватории, обучаясь композиторскому мастерству у одного из лучших русских композиторов-симфонистов нашего времени Н. Я. Мясковского. «Мой незабвенный учитель,— вспоминал Арам Ильич много лет спустя,— с необыкновенной чуткостью и глубоким вниманием направлял мою музыкальную мысль по пути познания всего богатства русской и западной классической музыки, по пути освоения профессионального композиторского мастерства, не стремясь при этом нарушить или изменить то живое ощущение национальной музыкальной стихии, которое было впитано мною с молоком матери».

Музыка Хачатуряна

Вот это-то «живое ощущение национальной музыкальной стихии» вместе с усвоением достижений русской композиторской школы придали музыке Хачатуряна широту художественных обобщений и определили ее достойное место в современной мировой культуре.

Не так уж часто можно встретить в произведениях Хачатуряна подлинные восточные мелодии. А если они и встречаются, то не только аржанские, и туркменские, и узбекские. Не в том суть, что композитор умел цитировать народные мелодии, а в той органической связи с народной музыкой, когда весь строй его музыки, ее язык насыщены, проникнуты фольклорными интонациями, ритмами, образами. И это не удивительно, ибо истоки творчества Хачатуряна в искусстве народных певцов — ашугов, сазандаров, ханенде, которые не были носителями какой-либо одной национальной культуры, а объединяли в своем творчестве лучшие черты музыки различных народов Востока — грузин, армян, азербайджанцев, персов. Ведя бродячий образ жизни, кочуя из края в край, они обогащали свой песенный репертуар новыми мелодиями, ритмами, образами, переосмысливали их и делали затем достоянием своих слушателей.

Различны жанры их удивительного творчества, манеры их пения, воспеваемые ими образы. Но в одном они, несомненно, были сходны: сами выходцы из народа, они пели для народа, и везде их понимали независимо от национальности. Их музыка звучала по всему Закавказью. А. И. Хачатурян родился и вырос в Тбилиси. Поначалу его любовь к музыке проявлялась как страсть к песням и импровизациям народных певцов, которых он много и охотно слушал с раннего детства. «Я рос в атмосфере богатейшего народного музыкального быта,— вспоминал потом композитор,— жизнь народа, его празднества, обряды, его горести и радости, красочные звучания армянских, азербайджанских и грузинских напевов в исполнении народных певцов и инструменталистов — все эти впечатления юных лет глубоко запали в мое сознание». Дар музыканта

Еще до поступления в школу бродил он со своими сверстниками по родному городу и с упоением слушал все, что звучало вокруг. Песни ашугов на первых порах заменяли ему все: и музыкальную школу, где он из-за бедности не мог учиться, и концерты, и театральные представления. Однажды ему посчастливилось попасть в оперный театр, где он услышал «Абессалом и Этери» грузинского композитораклассика 3. Палиашвили. Чувство восторга, потрясение от встречи с настоящим, серьезным искусством сохранилось в его памяти на всю жизнь.

В то время он учился в коммерческом училище и играл в любительском духовом оркестре, не зная нот, по слуху.

В 1921 году, после установления в Грузии русской власти, восемнадцатилетний юноша вместе с группой молодежи приехал в Москву и поступил в Московский университет на биологическое отделение физикоматематического факультета. Но вскоре, убедившись в том, что его призвание — музыка, он ушел из университета и начал заниматься в Музыкальном техникуме имени Гнесиных. При поступлении он не знал даже «азов» музыкальной грамоты, однако экзаменаторы, профессора М. Ф. Гнесин и Е. Ф. Гнесина, известные музыкальные просветители, внимательно отнеслись к юноше и сумели увидеть его выдающиеся природные способности.

Он был принят сначала в класс виолончели профессора А. Борисяка, а затем, поскольку проявлял явную склонность к композиции, был переведен в класс М. Ф. Гнесина. Этот выдающийся педагог, композитор много сделал для развития своего одаренного ученика. Давая ему необходимые теоретические знания, он вместе с тем развивал его вкус, приобщал к классической музыке. И талантливый юноша с жадностью впитывал все, чему учил его М. Ф. Гнесин, который впоследствии сказал о своем ученике: «В счастливый день пришел этот юноша в мой класс».

Первая музыка к нескольким постановкам

Первые же приобретенные навыки сочинения молодой музыкант довольно скоро сумел применить на деле, написав музыку к нескольким постановкам в одной из московских драматических студий, а также несколько детских инструментальных пьес и песен для школьников. Наиболее интересным его произведением тех лет явилась «Песня-поэма» для скрипки с фортепиано, которая в значительной мере приближала его к настоящему профессиональному творчеству, начало которого совпадает с обучением в Московской консерватории, куда он поступил в 1929 году.

Первым его консерваторским учителем был Н. Я Мясковский. Выдающийся композитор нашего времени, один из основоположников советского симфонизма, он, как вспоминал впоследствии Хачатурян, «широко учил культуре композиторского труда и попутно связывал все это со многими явлениями в классическом и современном искусстве».

Велико было и воздействие С. С. Прокофьева, чье творчество явилось для многих, в том числе и для Хачатуряна, настоящим откровением. Увлекательным и интересным было общение со сверстниками, студентами консерватории; некоторые из них впоследствии стали видными советскими композиторами: А. Давиденко, М. Коваль, Б. Шехтер.

Уже тогда, в консерваторские годы, проявился интерес Хачатуряна к музыке различных национальностей. Об этом говорят его многочисленные обработки народных песен, а также использование в своем творчестве подлинных народных мелодий, как правило, в собственной интерпретации.

На фольклорной основе он пишет свои первые камерные сочинения: Сонату для скрипки и фортепиано, Трио для скрипки, кларнета и фортепиано, Токкату для фортепиано.

В 1926 году Хачатурян издает сборник фортепианных пьес различного характера и различной сложности для маленьких пианистов. Отдельные пьесы, такие, как «Конница», «Подражание народному», «Вечерняя сказка», «Фуга», и сейчас пользуются любовью юных музыкантов.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"