Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Симфоническая Танцевальная сюита

Лучшее, что он создал в консерваторские годы,— его симфоническая Танцевальная сюита. Пять частей сюиты — пять ярких и красочных картин народной жизни, причем не только кавказской — в сюите есть и подлинная узбекская мелодия. Особенно хороша третья часть сюиты, в которой разнохарактерные темы — лирически-напевная и оживленно-танцевальная, объединяясь вместе, рисуют картину захватывающей стремительной народной пляски. Это первое симфоническое произведение начинающего композитора, несмотря на некоторое несовершенство, интересно яркостью и пластичностью танцевальных образов — всем тем, что впоследствии стало так характерно для зрелого мастера.

В 1934 году, в год окончания консерватории, была написана Первая симфония, задуманная как дипломная работа. Но ее значение выходит за учебные рамки: симфония эта встала в один ряд с прекрасными и глубокими симфоническими произведениями Мясковского, Прокофьева, молодого Шостаковича, явившись первой творческой победой Хачатуряна, его первым зрелым произведением. Лучшие достижения европейского симфонизма: строгость и логичность мышления, стройность пропорций, законченность развития музыкальных образов — все было использовано и развито композитором в своем стиле, своеобразие которого уже было очевидно. Это сочетание активной, волевой напористости и свободной, неторопливой импровизационное™; безудержной радости, праздничности и элегической созерцательности. После успешного окончания консерватории А. И. Хачатурян, уже признанный композитор, остается совершенствовать свое мастерство в аспирантуре под руководством Н. Я. Мясковского. Его музыкальная и музыкально-общественная деятельность тех лет насыщена и многообразна: он активно участвует в организации Декады армянской культуры в Москве, в творческих смотрах русской музыки, в конкурсах, отдавая немало сил работе в Союзе композиторов Российской Федерации, членом которого стал с момента его основания в 1932 году.

Успех первой симфонии

Окрыленный успехом Первой симфонии, Хачатурян с большим воодушевлением пишет музыку для театра и кино, песни, инструментальные пьесы самого различного содержания и жанров, несколько хоров, марши для духового оркестра. Некоторые из этих произведений пользуются особой популярностью, например, песня из кинофильма «Пэпо», бытовавшая в Армении как народная, музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», особенно вальс, порывисто-мятежный, страстно-взволнованный, полный трагических предчувствий и переживаний. Это не столько танцевальная пьеса, сколько психологическая зарисовка, вводящая в поэтический мир одной из лучших пьес русской драматургии. Тогда же была создана и музыка к пьесе ЛопедеВега «Валенсианская вдова». Отдельные номера этой музыки — эффектной, колористической — очень близки к народной испанской музыке.

Среди множества произведений Хачатуряна, написанных в 30е годы, следует выделить Симфоническую поэму, балет «Счастье», Фортепианный и Скрипичный концерты. В музыке этих концертов найдено то равновесие между национальным и общечеловеческим, между образным содержанием и формой, что делает их значительными явлениями русской музыки. Оба концерта блестящи, виртуозны и требуют от исполнителей большого профессионального мастерства. Для обоих концертов, как, впрочем, и для многих других сочинений Хачатуряна, характерно отсутствие антагонистических образов и, стало быть, острых драматических конфликтов, что так свойственно произведениям этой формы (особенно начиная с Бетховена). В этих концертах сопоставляются образы празднично-танцевальные и лирико-песенные. Отсюда — в них настроение радостного упоения жизнью.

Оба эти концерта уже давно и прочно утвердились в репертуаре многих пианистов и скрипачей и пользуются заслуженной любовью слушателей в нашей стране и за рубежом.

Фортепианный концерт

Фортепианный концерт (1936 г.), посвященный его первому исполнителю — Льву Оборину, укрепил за Хачатуряном славу одного из лучших советских композиторов.

Концерт написан в традиционной трехчастной форме. Радостное, бодрое вступление определяет характер первой части; таково настроение и первой темы, которая, как это часто бывает у Хачатуряна, подвергается значительному развитию. В процессе этого развития появляются отдельные интонации предстоящей побочной темы, звучащей нежно и проникновенно, словно легкий, грациозный танец. Ее народный песенно-танцевальный склад подчеркивается красочным оркестровым звучанием, где инструменты симфонического оркестра подражают народным восточным инструментам. Первая часть концерта завершается мощным звучанием главной партии.

Легкая, мечтательная задумчивость медленной — второй — части концерта противостоит его первой и третьей частям.

Такой контраст светлого, поэтического начала и активной динамики крайних частей насыщает произведение жизненной энергией, пафосом самоутверждения, столь характерными для сочинений Хачатуряна.

Финал — блестящий, эффектный, но он менее интересен, менее значителен, хотя и здесь музыка яркая, темпераментная, поражающая слушателей широким размахом, красочной картинностью.

Скрипичный концерт, созданный в 1940 году, был посвящен тоже его первому исполнителю — Д. Ойстраху.

В этом концерте, как во всяком классическом концерте,— три части: быстрая — медленная — быстрая. Первая и третья части с блестящей виртуозностью солирующего инструмента (а подчас и всей оркестровой партии) создают настроение особой, праздничной приподнятости.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"