Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Народно-танцевальная тема

В первой части эта неизбывная жизненная энергия заключена в строгие рамки классического сонатного аллегро*. Основные темы: волевая тема-эпиграф, народно-танцевальная главная (близкая к армянской народной песне) и поэтически возвышенная лирическая (побочная) — как бы вырастают одна из другой, ибо связаны мелодически. Но создаваемые ими образы, характеры контрастны. Завершается первая часть кодой, мелодически связанной с начальной темой-эпиграфом.

Образы высокой поэтической лирики, утвердившие себя в первой части, продолжают свое развитие и во второй. Спокойное, созерцательное настроение во второй части создает прекрасная песенная мелодия, звучащая на скрипке на фоне мягкого оркестрового сопровождения. Мастерская разработка темы имеет характер свободной импровизации, что вообще свойственно этому концерту. Постепенно оркестровая ткань уплотняется, сама тема драматизируется и в кульминации звучит страстно, призывно. Но все же основной образ второй части — лирический, создаваемый нежно звучащей солирующей скрипкой.

Сверканием красок, радостным весельем наполнена музыка финала — третьей части концерта. Стихия стремительного, словно парящего танца пронизывает обе основные темы — главную и побочную, которые близки друг к другу по характеру. Достойно венчает все это замечательное произведение звучащая апофеозом кода.

В 1942 году А. И. Хачатурян завершил работу над балетом «Гаянэ». По своему содержанию и образному строю музыки он, несомненно, соотносится с произведениями композитора, созданными в 30х годах. Музыка балета во многом заимствована Хачатуряном из его предыдущего балета «Счастье», но драматургия «Гаянэ» отличается значительностью содержания, конкретностью музыкальных образов. Уже в небольшом оркестровом вступлении двумя контрастными образами обозначены два противостоящих, враждебных друг другу мира, борьба между которыми и составляет основу содержания балета.

Вообще же музыка балета очень разнообразна

Здесь и солнечная, безмятежная музыка, близкая к армянской народной песне, из сцены сбора хлопка — первой сцены балета, и всевозможные танцы, легкие, изящные — девушек, энергичные — юношей, и старинная обрядовая армянская мелодия в начале второго акта, и полная радости и затаенной страсти музыка из сцены адажио Гаянэ с командиром-пограничником Казаковым, и нежная, светлая колыбельная для дочки Гаянэ, и необыкновенно выразительная, полная драматизма музыка третьего акта — сцены пожара.

Четвертый акт — блестящий балетный дивертисмент, рисующий народный праздник, которым завершается балет. Танцы — самые различные по содержанию, соперничающие в красочности и пластичности, сменяют один другой. За «Танцем стариков» следует «Танец розовых девушек» (танец Нунэ и ее подруг), армянский «Шалахо», русская пляска и другие. В этой веренице выделяется знаменитый «Танец с саблями», который вот уже более сорока лет живет самостоятельной жизнью на концертных эстрадах всего мира.

В балете «Гаянэ» нашли свое выражение те светлые музыкальные образы, которые характеризуют все творчество Хачатуряна довоенных лет. Тема любви как простое человеческое чувство и как высокий патриотический порыв стала основной темой этого произведения. И хотя музыка порой передает глубокие драматические коллизии, события и переживания героев балета, все равно преобладают образы светлые, оптимистические. В этом главная особенность творчества Хачатуряна.

Сценическая судьба балета «Гаянэ» трудная. Либретто неоднократно подвергалось переделкам, и думается, что талантливая прекрасная музыка еще ждет своего достойного воплощения на сцене.

После возвращения из эвакуации в Москву в 1943 году композитор вновь с головой уходит в самую гущу музыкально-общественной жизни: он выступает перед различными аудиториями, пишет музыку к кинофильму «Человек № 217», к спектаклям патриотического содержания («Кремлевские куранты», «Глубокая разведка» во МХАТе), массовые песни, например «Гвардейский марш» и «Слава нашй Отчизне» на стихи В. ЛебедеваКумача. Тогда же были написаны три пионерские песни для детского хора с фортепиано на слова Н. Владимирова и С. Михалкова.

Лучшим его произведением тех лет явилась Вторая симфония—первое трагедийное произведение композитора. Это был отклик на события Великой Отечественной войны, потому в ней столько боли, трагизма и в то же время столько страстного порыва к победе, веры в нее. «Симфонией с колоколом» назвали ее современники, и это меткое название прочно укрепилось. Удары колокола, начинающие и завершающие симфонию, не просто художественный прием, а выразительная деталь, придающая всему произведению свой, особый смысл. Грозно и трагически звучит он в начале симфонии, во вступлении к первой части, как бы начиная повествование о чем-то значительном, величественном; сурово и непреклонно, словно неумолимый приговор, раздаются его удары в финале симфонии.

Вторая симфония занимает особое место в творчестве А. И. Хачатуряна: подобно тому как Д. Шостакович в Седьмой симфонии, Ю. Шапорин в «Сказании о битве за Русскую землю», В. СоловьевСедой в песнях, в ней он воспел духовную красоту и мужество нашего современника — советского человека.

В 1944 году А. И. Хачатурян создает Гимн Армянской ССР. А 1946 год явился годом создания двух произведений, каждое из которых знаменательно в своем роде: Концерт для виолончели с оркестром завершил собой так называемую триаду инструментальных концертов, а Три концертные арии для голоса с оркестром явились началом новых поисков в области вокальносимфонической музыки.

В этом произведении композитор использовал стихи армянских поэтов, но назвал арии посвоему: «Поэма» (стихи А. А. Туманяна), «Легенда» (стихи Ов. Туманяна) и «Дифирамб» (стихи М. Пешикташлян). Все три арии пронизывают интонации народных мелодий, а в первой арии — «Поэма» .— основу составляет импровизационная попевка, напоминающая пение ашуга. Но оркестровая партия арий оказалась более интересной, чем вокальная, так как голос певца порой трактуется как инструмент оркестра. Это лишает произведение многих достоинств, ибо явное господство оркестра, хотя местами и очень красочного, не может восполнить выразительности и теплоты человеческого голоса. В 1950 году А. И. Хачатурян стал профессором Московской консерватории и Музыкальнопедагогического института имени Гнесиных. За годы своей педагогической деятельности он воспитал немало талантливой композиторской молодежи. Многие из его учеников — А. Эшпай, А. Виеру, Р. Бойко, М. Таривердиев — Тема гражданственного звучания не нова в творчестве А. И. Хачатуряна: таковы балет «Гаянэ», «Симфония с колоколом», «Симфоническая поэма». Но в балете «Спартак» эта тема получает свое наиболее яркое воплощение и развитие.

Неприятие рабства и страстная устремленность к свободе

В четырех актах (девяти картинах) балета утверждается основная идея — неприятие рабства и страстная устремленность к свободе. Эта идея заявляет о себе в первой же картине «Триумф Рима», где показаны две противостоящие силы, охарактеризованные очень выразительной музыкой. .Торжественно и помпезно звучит музыка, характеризующая Римзавоеватель. А в музыкальной характеристике Спартака слышны воинственные кличи, передающие мужественную решимость, порыв к свободе. И становится очевидным — рабство как форма жизни для него неприемлемо. Противопоставление в этой сцене двух враждебных сторон показывает их непримиримость и убеждает в неизбежности дальнейшего столкновения.

Необыкновенно выразителен танец жены Спартака Фригии во второй картине. В нем суровая, сдержанная скорбь трагического предчувствия, а также призывновоинственные интонации, напоминающие о Спартаке.

Чрезвычайно богата интонационно, зрима музыка балета. Вот звучит торжественноликующая музыка, и мы видим Рим, праздную толпу, с нетерпением ожидающую жестокое, кровавое зрелище — бой гладиаторов; суров и величествен их марш, интонационно близкий теме Спартака.

Грозно, как протест и призыв к мщению, звучит музыка, рисуя победившего Спартака, а в следующей картине музыка убедительно передает подавленное состояние гладиаторовпобедителей, на глазах у которых умирает один из раненых на арене. Здесь впервые появляется тема восставших рабов, ее отдельные интонации несколько напоминают марш гладиаторов, а также темупредчувствие Фригии из второй картины. И хотя при первом своем появлении эта тема звучит скорбно, проникновенно, характер ее вскоре меняется: после призыва Спартака к борьбе она, сопровождая танец свободы, становится решительной, мужественной. Трудно передать средствами балета или пантомимы разногласия в лагере Спартака, но тревожная, напряженная обстановка этой сцены прекрасно выражена в музыке.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"