Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Произведения Кабалевского

Произведения Кабалевского, что они несут?

Д. Б. Кабалевский, как всякий большой художник, был человеком ищущим, но его творческие поиски нового не привели к утрате ясности мысли, простоты, стиля во имя ложно понимаемой оригинальности. Произведения Кабалевского несут в себе ту истинность, достоверность, без которых не может быть реалистического искусства.

В 1950 году на сцене Большого театра в Москве была поставлена новая опера Д, Б. Кабалевского «Семья Тараса» (2я редакция, 1я — в 1947 г.). Посвященная событиям Великой Отечественной войны, опера явилась одним из лучших музыкальных произведений этого жанра на военную тематику. В основе ее либретто — повесть Б. Горбатова «Непокоренные», где рассказывается о жизни, непримиримой борьбе жителей небольшого рабочего поселка, оккупированного фашистами, с врагом. Композитор сам работал над либретто, потому, стремясь к жизненной славе.

Сцена из оперы «Семья Тараса» в постановке Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. правдивости, достоверности исторических событий, жизни героев, он укрупнил характеры персонажей, переосмыслил отдельные эпизоды, порой даже целые сцены. Многие моменты повести, взаимоотношения героев получили освещение более яркое, сложное, выражение их чувств лаконичнее, сильнее. Особенно выделен и подчеркнут главный конфликт — между советскими «непокоренными» людьми и фашистами.

Сильные, волевые характеры и раньше привлекали композитора, в опере же «Семья Тараса» все они в большой мере наделены и поэтическим чувством, что делает их духовно богаче и жизненно достовернее. Показывая обыкновенных советских людей в необычной ситуации, композитор утверждал героику современности, героику, требующую напряжения всех душевных сил и выявления высоких человеческих качеств, ибо в деяниях героев — утверждение пафоса борьбы за свою свободу, за свои идеалы, за свое национальное достоинство. Две противостоящие друг другу силы — советских людей и фашистов — охарактеризованы в опере посредством выразительных лейтмотивов. Самый яркий из них — мужественная и суровая мелодия «непокоренности» русских людей. Она служит и главной темой увертюры, которую сам композитор назвал «симфоническим дифирамбом героям оперы», и на протяжении всего произведения сопровождает героев — Тараса, его друга Назара и их сподвижников — рабочих разрушенного немцами завода. Большинство музыкальных характеристик героев оперы — советских людей пронизаны интонациями старинных народных и отчасти революционных песен, и это особенно подчеркивает их преемственную связь с поколением русских революционеров.

Главный образ в опере

Главный образ в опере — коллективный образ подпольщиков-комсомольцев; музыкальные истоки этого образа — в массовых молодежных песнях. Удивительно сочетаются здесь теплая задушевная лирика, романтическая приподнятость и мужественная решимость. Этот музыкальный образ отличается простотой, ясностью благодаря господству вокального начала широких, выразительных мелодий, несложного гармонического языка.

Очень выразительны в опере хоровые массовые сцены; в них показан народ в различные моменты выпавших на его долю жизненных испытаний в тяжелую годину фашистского нашествия. В этих сценах использованы и хоровые речитативы, и перекличка отдельных хоровых групп, и массовые молодежные песни, и широконапевные лирические хоры, близкие к русским народным песням. Все эти средства художественной выразительности вместе с сольными широконапевными ариями, ариозо, драматическими монологами служат единой цели — показать ту трагическую и величественную эпоху, когда подвиг советских людей становился обычным поступком, естественным и необходимым движением души.

Музыкальной характеристике русских людей противостоит лейтмотив врага, который звучит только в оркестре и воспринимается как нечто нечеловечески-жестокое, зловещее из-за острого диссонансного звучания. Враги представлены в опере обобщенно, у них нет индивидуальных характеристик: зло есть зло, и носители его, лишенные каких бы то ни было человеческих, личностных качеств, обрисованы общими для всех них зловещими, резко звучащими интонациями. В этом сказалась особая творческая манера композитора: субъективное отношение к происходящему, оценка явлений как бы сквозь призму сознания героев. Так воспринимают они своих врагов, и такое же восприятие предлагает композитор нам, слушателям.

Обобщенный образ врага

Характерно, что обобщенный образ врага в опере обособлен, его присутствие кажется чем-то противоестественным, враждебным. И потому фашисты в опере не живут полной жизнью, разделенной с другими, их музыкальные характеристики не проникаются интонациями других персонажей, не обнаруживают сходства, не влияют на них. Они воспринимаются как инородные тела в той массе, которая их не приемлет. И становится понятной их неизбежная гибель.

Осуждающе показывая зло и его конкретных носителей, разоблачая их, противопоставляя им положительные образы, композитор утверждал этим определенные нравственные ценности, ибо в основе такой четкой разделенности лежит различие именно нравственных начал, которые выявляют себя в высказываниях, намерениях и действиях персонажей.

Это проявилось и в следующей опере Д. Б. Кабалевского — «Никита Вершинин», в которой отображены события гражданской войны на Дальнем Востоке. Поставленная в 1955 году на сцене Большого театра в Москве, опера вызвала большой интерес своим современным звучанием, ярко выраженным национальным колоритом, романтикой героических подвигов. В чем-то перекликаясь с «Семьей Тараса», новая опера явилась и новым шагом в творчестве композитора.

В основу либретто положена известная пьеса Вс. Иванова «Бронепоезд 14—69». Исключив из нее жанрово-бытовые сцены, композитор сосредоточил внимание на народно-массовых, благодаря чему опера приобрела характер монументальной народно-музыкальной драмы.

Особенно впечатляют картины оперы, где хорам отведено значительное место. Большое их разнообразие, то сосредоточенно-скорбные (как хор крестьян сожженной интервентами деревни — в третьей картине или подлинная партизанская песня «По сибирским тайгам и долинам» — в четвертой картине), то мужественно-решительные или дерзко-удалые (как партизанские песни четвертой картины), способствует многогранности коллективного портрета дальневосточных Партизан.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"