Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Образ Никиты Вершинина

Слушая его арию «Спит тайга», полную сосредоточенного раздумья, монолог над телом погибшего товарища-китайца, мы видим человека сурового, сдержанного в проявлении чувств, целеустремленного.

Так же выпукло очерчен и образ его сподвижника-революционера Пеклеванова, особенно в арии «Вершинин, слышишь, океан бушует», полной патетики и романтического порыва.

Очень интересна последняя опера Д. Б. Кабалевского — «Сестры». Эта опера о юных, еще только входящих в жизнь, столкнувшихся с первыми серьезными трудностями. Литературной основой оперного либретто послужила повесть И. Лаврова «Встреча с чудом» — история о том, как недавние школьницы, сестры Ася и Слава, хотели стать моряками, о том, с какими трудностями пришлось им встретиться, что пережить.

Главная тема оперы — мечта и жизнь. Реальная жизнь для сестер освещена мечтой, и сама жизнь придала этой мечте реальное звучание. Вечная тема романтической неудовлетворенности, устремленности. Она питала и, верно, еще долго будет питать искусство. Особое внимание уделял Кабалевский духовному началу в своих героях. Сестры — разные по характеру. Поэтому, раскрывая их внутренний мир, композитор находит и различные краски для каждой из героинь.

В музыкальной характеристике Аси эти краски более сдержанные, строгие. Романтическая неудовлетворенность жизнью, страстная устремленность к мечте — такова Ася на протяжении всей оперы.

Слава же лишь в начале оперы близка по духу сестре: тогда их обеих характеризуют одинаково решительные, волевые интонации. Но в дальнейшем все больше проявляется сугубо лирическая суть этого образа, и волевые интонации совершенно исчезают из ее партии вплоть до финальной сцены, когда происходит ее решительное объяснение с Асей — лишь тогда Слава совсем неожиданно проявляет решимость и волю.

Ни одна из героинь в предыдущих операх Кабалевского не показана столь полно, широко и последовательно, как сестры Ася и Слава. Композитор тонко и вместе с тем убедительно подчеркивает их нравственную красоту, устремленность к жизни разумной и деятельной.

Музыкальные характеристики девушек

Музыкальные характеристики девушек отличаются простотой и ясностью, в них главенствует лирическое начало. Однако в образах сестер — удивительное сочетание мечтательности и действенности, наивной открытости чувств и решимости человеческой сердечности, женственной мягкости и непреклонной воли, дерзновенной целеустремленности. Это и определило характер музыки.

Интересны характеристики и других персонажей, отличающиеся лаконизмом и связью со сценическим действием. Если о наивных, простосердечных сестрах и их друзьях композитор повествует с доброй, всепонимающей улыбкой мудрого рассказчика, то их недругов он разоблачает решительно и безоговорочно. Отрицательные образы даны в бытовом, «приземленном» плане. Каждый из отрицательных персонажей предстает как обобщенный тип с определенными психологическими чертами. Но обобщенность не уничтожает личностные качества, выраженные средствами музыки,— на сцене все время живые люди.

Вся музыкальная ткань оперы насыщена современными песенно-декламационными интонациями; поэтому в нее так естественно, органично вплетаются сами песни, различные по смыслу, настроению, содержанию.

Жанровая природа песенных тем очень разнообразна. Здесь и лирические песни, и легкие, подвижные или моторно-динамичные; подчас частушка, лирически осмысленная, передает определенное настроение и характеризует участников. Особенно хочется отметить вальсовость, которой окрашены многие сцены, танцевальность, которая придает отдельным номерам активный, радостный характер. Эти музыкальные образы, с их легкими, словно бы полетными мелодиями, упругим ритмом, передают юношескую радость, неуемную энергию.

Сохраняя верность классической традиции, Д. Б. Кабалевский использовал в опере и напевные ариозо, и декламационные речитативы. Существуют они не обособленно, а соприкасаясь и даже взаимопроникая: речитативы, развиваясь, насыщаются элементами широкой ариозной напевности, а в ариозные номера, в их музыкальную ткань проникают выразительные речитативные реплики и приобретают напевность, эмоциональную значительность. Передавая различные эмоциональные состояния героев, композитор воспроизводит в музыке интонации человеческой речи — вопрос, решимость, растерянность, отчаяние. Потому так мелодически богат в опере речитатив, создающий мелос, близкий к современному песенному стилю.

Ожидание осуществления мечты

Вся опера пронизана ожиданием осуществления мечты, действенной, активной устремленностью к ней юных героинь. Утверждая романтические эмоции, духовную приподнятость своих героев, Д. Б. Кабалевский вместе с тем насыщает действие и бытовыми деталями, а музыкальную ткань — жанровыми элементами. Это сочетание бытового и поэтического планов напоминает о связях композитора с творчеством Н. А. Римского-Корсакова, с его операми «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко».

Близка Римскому-Корсакову еще одна тема, часто встречающаяся в творчестве Кабалевского,— тема несостоявшегося счастья, «недопетой любви». Нелепое недоразумение разлучает Кола с его возлюбленной Селиной, оставив им на всю жизнь горечь сожалений; светлое чувство Насти и Павки — юных героев из «Семьи Тараса» — едва успев расцвести, прерывается вечной разлукой, гибелью Насти; «недопетой» остается и любовь Кати, дочери Никиты Вершинина. Есть эта тема и в опере «Сестры»: робко и нежно светится это чувство у двух юношей — Левы Чемизова и Космача по отношению к Асе.

Значительное место в опере «Сестры» занимают образы природы, что тоже сближает музыку Кабалевского с музыкой Римского-Корсакова. Во многих сценах если не показываются, то угадываются бескрайние просторы моря, тайги, а также скромные, но неповторимо прекрасные уголки нашей земли. И тогда сама музыка становится словно напоенной то соленым влажным ветром моря, то благоуханием цветущей черемухи или терпким ароматом хвои.

Но ближе всего Кабалевский к своему гениальному современнику — С. С. Прокофьеву. И не удивительно: Прокофьев явился основоположником русской оперы, чьи открытия новых путей в музыке влияют на развитие всей современной оперы, особенно при создании лирических образов. «Лирика Прокофьева навсегда осталась для меня самым дорогим в его творчестве»,— признавался сам композитор. Лирика — светлая, чистая, по-юношески целомудренная — свойственна и лучшим произведениям Д. Б. Кабалевского, посвященным молодежи: инструментальным концертам, Четвертой симфонии, песням и особенно опере «Сестры», отдельные образы которой, и прежде всего героинь, очень близки оперным и балетным образам С. С. Прокофьева.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"