Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Опера «Сестры»

В целом же опера «Сестры» воспринимается как произведение гармоничное, цельное, пронизанное мягким светом, вызывающим добрые ответные чувства у своих зрителей-слушателей.

В 1957 году состоялась премьера оперетты Д. Б. Кабалевского «Весна поет», посвященной русской молодежи. В ней весьма привлекательны певучие сольные номера главных героев Тани и Бориса. Интересны и ансамблевые сцены — дуэты, трио и секстет с хором. Каждый акт оперетты завершается финалом, в котором соединяются различные мелодические пласты в сопровождении широко развитых оркестровых партий. В музыкальную ткань оперетты органично вплетены хоры.

В 50х годах Кабалевского все более начинает интересовать камерная вокальная лирика. Свидетельство тому — «Десять сонетов Шекспира», в которых композитор продолжил линию русского лирико-философского романса. Содержание прекрасных шекспировских сонетов — это размышления о жизни и смерти, о любви. Композитор не следует за текстом. Подчеркивая каждую речевую интонацию, он выделяет главные смысловые акценты и выражает их музыкой, соответствующей тому или иному господствующему в стихах настроению, чувству. Композитору удалось сочетать выразительную декламационность, широкую кантилену, мелодичность.

Одним из лучших в этом сборнике является сонет «Когда на суд безмолвных тайных дум». За медленным, сдержанным движением его скрыта внутренняя напряженность глубокого чувства, которое наконец прорывается в кульминационный момент и звучит взволнованно-страстно на словах «И старой болью я болею снова». Этот цикл Кабалевского является одним из лучших среди подобных циклов на стихи Шекспира. Одним из наиболее значительных произведений Д. Б. Кабалевского 60х годов является «Реквием», написанный на слова Р. Рождественского. Огромный успех, который он сразу же имел, определил его дальнейшую судьбу. После исполнения в столице «Реквием» прозвучал почти во всех крупных городах нашей страны. Этот заслуженный успех обусловлен философской глубиной мысли, героическим пафосом в сочетании с искренностью, правдивостью выражаемых чувств, богатством и разнообразием музыкального языка. По словам композитора, «Реквием» написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но устремлен к миру.

Три части «Реквиема»

Три части «Реквиема», разделенные на одиннадцать эпизодов, исполняются без перерыва. Исполнители — солисты (меццосопрано и баритон), хоры (смешанный и детский) и оркестр. Чувства, мысли, самые разнообразные, но равно человечные и глубокие, раскрываются в этом произведении — в мужественной, наполненной светом «Вечной славе», перерастающей в торжественный гимн Родине, в скорбном монологе Матери, который звучит на фоне хора, передающем сдержанные вздохи — «Вечная слава героям».

На смену суровой отрешенности мужского хора — «Слушайте, это мы говорим, мертвые» — приходит светлое звучание звонких детскихголосов. Музыка этих контрастных эпизодов потрясает трагедийной силой. То, что одним из исполнителей «Реквиема» является и детский хор,— знаменательно. Ведь дети, юная смена, призваны продолжить дело отцов, и они в торжественной клятве обещают это: То, что отцы не допели,— Мы допоем.

В 70—80е годы Д. Б. Кабалевский особенно много сил и внимания уделял музыкально-просветительской, педагогической и общественной деятельности. Он был депутатом Верховного Совета Российской Федерации, действительным членом Академии педагогических наук Российской Федерации, почетным членом многих иностранных музыкальных обществ. Д. Б. Кабалевский, заботясь об эстетическом, музыкальном воспитании и образовании детей, организовал и в течение долгих лет был руководителем телевизионных передач «Музыкальные вечера для юношества», сам выступал с рассказами о музыке. Интересны и его книги о музыке, адресованные юным читателям: «Про трех китов и многое другое», «Прекрасное пробуждает доброе», «Дорогие мои друзья».

В последнее десятилетие композитор увлеченно работал над преобразованием системы преподавания музыки в общеобразовательной школе. Он сам пошел в школу и вел там уроки, руководил составлением новой программы по музыке для общеобразовательной школы, организовал журнал «Музыка в школе». Ведя всю эту огромную работу, он продолжал создавать новые произведения — и для юных, новых своих слушателей, и для тех, кто давно знает и любит его музыку.

Работа этого прекрасного композитора, педагога и общественного деятеля получила достойную оценку: ему было присвоено звание народного артиста Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, он был лауреатом Ленинской и Государственных премий.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"