Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Тихон Хренников среди своих сверстников

Среди своих сверстников Тихон Хренников еще в Музыкальном техникуме выделялся общительностью, деятельным дружелюбием. «Открытость его души, драгоценный дар товарищества, веселость привлекали к нему всех»,— вспоминал впоследствии один из его будущих соавторов. Таким же запомнился он и в консерваторские годы: «Среди своих сверстников этот юноша привлекал к себе внимание удивительным сочетанием яркой музыкальной природы и покоряющей задушевности человеческого характера»,— так вспоминал один из его педагогов. Эти черты сохранились в нем и впоследствии, на протяжении всей жизни, что во многом определило его человеческий облик, особенности художественной натуры и, возможно, характер его творчества.

Впрочем, на формирование его человеческой и творческой личности влияли не только природные качества, но, в не меньшей мере, и эпоха, с ее энтузиазмом строительства, огромных преодолений, преобразований. «Чем глубже, сильнее и лучше композитор поймет и прочувствует, именно прочувствует, нашу эпоху, тем сильнее, ярче и правдивей будет его произведение»,— писал Т. Н. Хренников. Он ясно осознает цель творческих исканий: «Фактурная простота и ясность, преобладание мелодического начала, так как наибольшая выразительность музыки заключается именно в мелодии»/

Служение любимому искусству становится для него главным на всю жизнь, и этому подчинено все — врожденные способности, приобретенные знания, чутко воспринятые веяния эпохи.

Произведения его консерваторских лет выражали многообразие впечатлений и воспринимались не как студенческие работы, а как самовыражение талантливого художника.

На втором году обучения двадцатилетний музыкант начал выступать в концертах с исполнением своего Первого фортепианного концерта с оркестром. Музыкальная критика выделяла это произведение, а также и исполнительское искусство автора; находили сходство с молодым ленинградским композитором Дмитрием Шостаковичем. «Наиболее интересным из всех исполненных сочинений оказался фортепианный концерт Хренникова, блестяще сыгранный автором,— писалось в одной из рецензий.— В нем подкупают молодая энергия, бодрость, задор и блеск фортепианного изложения». Таким образом, уже первое произведение, вынесенное молодым автором на концертную эстраду, было высоко оценено музыкальной критикой. «Это отличное сочинение, вдохновленное и изящное, с оригинальным пианистическим стилем. Что может быть лучше блестящего исполнения партии фортепиано самим автором! Даже дирижер Георг Себастиан и каждый участник оркестра, не говоря уже о публике, пришли в состояние энтузиазма». А когда этот концерт прозвучал через два года на Втором Международном фестивале искусств в Ленинграде в 1935 году, о Хренникове впервые заговорила и зарубежная пресса. Этот концерт потом много раз звучал в концертах в исполнении автора и других известных пианистов.

Первый концерт для фортепиано

Одновременно с Первым концертом для фортепиано на эстраде все чаще звучат и другие произведения Т. Н. Хренникова — песни, романсы, которые обращали на себя внимание особой мелодической красотой, выразительностью. Сочинения молодого композитора, еще студента консерватории, свидетельствовали не только об огромной одаренности, но и о его профессиональном мастерстве, которое росло очень быстро.

В 1936 году Т. Н. Хренников окончил Московскую консерваторию по двум специальностям — по классу композиции и фортепиано; его имя занесено на мраморную Доску отличия. К окончанию консерватории Хренниковым была создана Первая симфония, которую очень тепло встретили слушатели. Так, первые же крупные произведения молодого музыканта сделали его знаменитым и поставили в первый ряд советских композиторов.

Все чаще лучшие исполнители — пианисты, певцы — включают его произведения в свои концертные программы, все больший успех сопутствует им, причем не только у нас, но и в европейских странах, и в США.

В 1936 году по просьбе многих слушателей американского континента советское радио организовало специальные концерты из произведений Тихона Хренникова. А в следующем сезоне американцы услышали Первую симфонию этого композитора в исполнении оркестров под управлением американских дирижеров Л. Стоковского и Ю. Орманди.

Еще в годы учебы в консерватории Т. Н. Хренников начал писать музыку к драматическим спектаклям. Первой пробой такого рода стала музыка к спектаклю для детей «Мик», которая впоследствии легла в основу детской оперы «Мальчиквеликан», поставленной Московским детским музыкальным театром.

Но, пожалуй, из множества сочинений Хренникова 30х годов самой популярной оказалась музыка к шекспировской комедии «Много шума из ничего». Веселый, искрометный спектакль был поставлен в Театре им. Евг. Вахтангова в 1936 году. Музыка органично вошла в него не как фон, а как равноправная участница, как его неотъемлемый элемент, живо передающий атмосферу радостной кипучести, приподнятости. Все увлекает слушателя в этой музыке — молодой задор, юмор, лиричность, искренность выражаемых чувств. Многочисленные танцы, песни, и лирически вдумчивые, порой даже элегические, и комедийные, искрящиеся остроумием, звучат в различных жанровых сценах. Причем каждая из песен не только отвечает всем требованиям песенного жанра своей мелодической яркостью, доступностью, но и способствует созданию портретов персонажей, например пылкого, галантного Клавдио в его серенаде «Лишь только к роще вы подошли» и в песне «Как соловей о розе» или грубого гуляки, мошенника Барахио, воспевавшего в своей серенаде «Сталь толедского кинжала». Пленяют свежестью, характерностью музыки такие изящные мелодии, как мелодия песни «Ночь листвою чуть колышет» или мелодии инструментальных танцевальных номеров — вальса, польки, галопа.

Простая доходчивая музыка юного композитора

Яркая, талантливая и вместе с тем простая и доходчивая музыка наполняла спектакль, благодаря ей он приобрел новое качество и стал тем, что теперь, спустя несколько десятилетий, стали называть мюзиклом, то есть музыкальным спектаклем. Многообразие, многокрасочность и выразительность созданных Хренниковым мелодий поражает и сейчас то мягкой певучестью, то скерцозностью, озорством, лукаво-добродушным юмором. Эти мелодии столь полюбились слушателям, что сразу же вышли из стен театра и зазвучали на концертной эстраде и по радио. Через несколько десятилетий эта музыка явилась основой для оперы на тот же сюжет— «Много шума. из-за сердец» (1972), а потом и балета «Любовью за любовь» (1976). Быть может, именно успех этой прекрасной музыки способствовал тому, что молодой композитор все больший интерес проявлял к театру. Он пишет музыку к многим спектаклям и среди них к пьесе А. Гладкова «Давным-давно», посвященной событиям войны 1812 года. Созданная в годы Великой Отечественной войны, она была очень созвучна тому патриотическому духу, который утвердился тогда в народе. Прекрасная музыка углубляла идейное и эмоциональное содержание спектакля, что, несомненно, способствовало его популярности. Такие песни, как «Колыбельная Светланы», гусарская песенка «Давным-давно», песня о короле Анри и другие, стали широко известны.

Среди многих жанров, в которых работал в 30е годы молодой композитор, был и жанр оперы. Музыка к театральным спектаклям, в которой проявилась музыкально-драматическая одаренность Хренникова, была своеобразной подготовкой его к оперному жанру. И первая же созданная им опера «В бурю» (по повести Н. Вирты «Одиночество») встала в один ряд с такими произведениями, как «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского, а несколько позднее «Мастер из Кламси» («Кола Брюньон») Д. Кабалевского и «Семен Котко» С. Прокофьева.

События, отраженные в опере, происходят во время гражданской войны. Жители одного из сел Тамбовщины в смятении ждут прихода банды атамана Антонова, поднявшего кулацкий мятеж против только что установившейся русской власти. Идея оперы — неизбежность победы народа в борьбе с темными силами контрреволюции, утверждение новой жизни — раскрывается в народных массовых сценах, а также через судьбы героев. Остросоциальные конфликты тесно переплетаются в опере с личными переживаниями героев. Действие насыщено острыми ситуациями и контрастами, что нашло свое отражение и в музыке.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"